БАЙРАМОВ Дурды
Трудно припомнить хмурого или рассерженного Дурды. Он общителен и жизнерадостен, открыт и приветлив. Кажется, улыбка никогда не покидала его лица за исключением моментов предельной сосредоточенности при напряженной творческой работе.
Его полотна обладают такими же качествами, как и их автор: они радуются миру
всей своей гаммой ярких красок, они открыты для светлого, радостного
восприятия, они несут в себе яростный темперамент позитивного отношения к
жизни.
Так уж получалось в последние годы, что масштабные выставки работ Байрамова
были привязаны к круглым датам: к пятидесятилетию, к шестидесятилетию… Но тем
ценнее и ощутимее звучала сила его таланта. Каждый очередной десяток являл
собой не отсчет прожитых годов, а стремительный набор творческой высоты.
Портрет – один из его любимых жанров. И, пожалуй, мало кто из туркменских
художников может поспорить с Байрамовым в совершенстве владения этим жанром. И
дело вовсе не в совершенстве линий рисунка, выборе колористического решения или
степени фотографической точности воспроизведения образа.
Каким-то непостижимым образом интуиция живописца уходит глубоко под внешнюю
оболочку объекта изображения. На вопрос, как ему удается так глубоко приникать
в сущность человека, даже не будучи с ним хорошо знакомым, у Байрамова не было
исчерпывающего ответа, он и сам не мог объяснить, почему портреты его кисти
несут в себе почти какие-то колдовские откровения.
Наверное, это и есть тайна настоящего искусства, рожденная из невероятных
сочетаний интуиции и расчета, реального и мистического. Для начала можно
вспомнить, что есть определенное чудо и в самом факте приобщения к живописи
Дурды Байрамова. Будущий народный художник Туркменистана, как и большинство
мальчишек – выпускников детского дома города Кизил – Арвата, должен был
поступать в ремесленное училище при местном тепловозоремонтном заводе. Но, к
счастью для туркменского изобразительного искусства, не прошел медкомиссию. По
совету бывшего выпускника детского дома, Дурды поехал поступать в ашхабадское художественное
училище. Как выпускника школы с «пятерочным» аттестатом его приняли без
экзаменов, но с условием, что творческие дисциплины будут сданы позже. На
первой же экзаменационной сессии Дурды получил «неуд» за рисунок и «трояк» за
композицию. Но для него уже не существовало пути назад: мастерства еще не
набралось, но мир искусства уже полностью поглотил сознание паренька. Для
детдомовца, прошедшего суровую школу жизни в пору всеобщей военной разрухи,
тяжелый труд – дело привычное. И он трудился, трудился, забывая про сон, еду и
отдых...
Собственно говоря, эта напряженнейшая работа не кончалась никогда и по сей
день. Она продолжалась в Московском художественном институте имени Сурикова, не
кончалась в многочисленных творческих поездках, отщелкивала метрономом
бесконечные часы перед мольбертом в мастерской. Эта самозабвенная работа
принесла ему многочисленные творческие и правительственные награды, лауреатские
дипломы, звание народного художника Туркменистана. Не принесла она только
одного – самоуспокоенности, потери мальчишеского огонька во взоре...
При всей своей жадности к работе, ему никогда не было жалко своего времени для
других – коллег, друзей, учеников. Трудно подсчитать, сколько молодых дарований
работало с ним бок о бок в его мастерской на его холстах, его красками. Многие,
сегодня уже маститые и заслуженные художники считают Дурды своим главным
учителем. Дверь в свою мастерскую Дурды запирал весьма формально, только для
совсем уж случайных посетителей. А условный «секретный» код – четыре размеренных
удара, после которых запертая на ключ створка моментально распахивается, знало,
наверное, пол-Ашхабада.
Роскошь – всецело посвящать себя искусству – позволительна только при наличии
единомышленников среди самых близких людей. Быть может, Дурды не стал бы тем,
кого мы знали, если бы не надежная опора в лице жены, а позже и четырех дочерей
– красавиц. К их образам он очень часто возвращался в своем портретном
творчестве, ни разу не повторяясь в оттенках передаваемых чувств. И по той
любви, которую источают полотна, становится понятно, сколь много значат для
него эти люди.
Трудно припомнить хмурого или рассерженного Дурды. Бывали, правда, в его жизни
серьезные поводы для искреннего огорчения. Это моменты, когда у него просили
продать его картину. Полотна для него, что собственные дети, а разве ребенка
можно продать? Хорошо запомнился случай, когда в его мастерскую пришла группа
итальянцев. Среди них был архитектор – человек с профессиональным вкусом. Он
сразу понял уровень работ Байрамова и без долгих объяснений предложил за
небольшой натюрморт тысячу долларов. На дворе стоял конец восьмидесятых, когда
про такие деньжищи художники и слыхом не слыхивали. Дурды резко помрачнел и
категорически отказался от сделки. Гость заявил, что не уйдет из мастерской, пока
художник не согласится продать ему картину. Обоюдная неуступчивость
продолжалась довольно долго, а потом Байрамов вдруг сказал гостю: «Забирай
картину, я тебе ее дарю». Обалдевший итальянец долго не мог поверить своему
счастью и все переспрашивал у переводчика, правильно ли он понял сказанное... В
этом эпизоде – весь Дурды: неуступчивый в принципиальных вопросах и бесконечно
щедрый в способности дарить людям радость.
Он любит делать подарки. Впрочем, все его творчество, все его полотна напоенные
светом и энергией – это ли не щедрый подарок своей стране, своему времени, всем
нам?