История

История туркменистана

Север Туркменистана завораживает суровыми и контрастными ландшафтами, где степная равнина Устюрта неожиданно заканчивается крутыми обрывами и до самого горизонта простирается бескрайная даль Каракумов. Здесь можно долго ехать, не встречая никаких следов человека: девственность природы нарушает разве что колея грунтовой дороги. Находясь сегодня в этой по-своему живописной части пустыни, можно подумать, что археологам делать здесь совершенно нечего. Присарыкамышская дельта Амударьи – это почти лишенная растительности земля, изрезанная бесчисленными сухими руслами древних протоков великой центральноазиатской реки. Они извиваются то узкими, то широкими лентами, представляющими собой обрывистые и глубокие каньоны, а где-то и вовсе теряясь среди песчаных барханов. 

Но еще пятьсот лет назад все было иначе. Здесь, в нижнем течении Дарьялыка – старого русла Амударьи – процветали оазисы с несколькими городами-крепостями, множеством мелких селений и тысячами гектаров возделанных полей. В это было бы трудно поверить, не будь тут впечатляющих руин и уже едва заметных траншей, оставшихся от оросительных каналов. Дарьялык – главная водная артерия этого района – образовалась в XIII веке: как это ни парадоксально, в результате урона, причиненного Хорезму монгольскими завоевателями. Они уничтожили плотину на Амударье и хлынувшие воды затопили сначала столичный город Гургандж (нынешний Куня-Ургенч), а потом наполнили Сарыкамышскую котловину и Узбой – русло, по которому в далекой древности Амударья впадала в Каспийское море. Этим обводнением успешно воспользовались туркменские племена, создав здесь к концу XIV века грандиозную ирригационную сеть. Возможно, тогда и возник на берегу одного из протоков Дарьялыка город-крепость Ак-кала.

Если Эрк-кала (первоначальное ядро великого города) и Байрам-алихан-кала (его позднее воплощение) находятся совсем рядом, то Мерв XIX века оказался западнее этого исторического места почти на 30 километров, то есть там, куда потекли воды Мургаба после очередного разрушения плотины Султан-бенд по приказу бухарского эмира. Смещение центра оазиса непосредственно на берега Мургаба длилось несколько лет. Сначала на левобережье возникло текинское селение Гара-яб (севернее нынешнего Мары), которое затем в течение десятков лет служило в качестве военной базы текинцев; правобережье в это время занимали сарыки.

Национальная культура, какой бы самобытной и самодостаточной она ни была, всегда будет испытывать на себе влияние внешних очагов мировой цивилизации. О древней культуре туркменского народа невозможно говорить вне контекста общей культуры Востока. Великие мыслители древности, поэты-просветители, заложившие основы современной туркменской литературы, в равной степени почитались и среди соседних народов Центральной Азии. Выдающиеся исторические образцы архитектуры – составная часть общего творческого багажа восточных градостроителей.

Из книг и исследований, посвященных различным аспектам и периодам истории Туркменистана можно составить крупнейшее собрание научных трудов. Каждый новый год работы историков, каждый новый сезон археологических раскопок дарит миру множество удивительных фактов, дополняющих причудливую мозаику величественной картины жизни древних цивилизаций на территории нынешнего Туркменистана. Возможно, непосвященному человеку трудно разобраться во всех хитросплетениях исторического развития предков туркмен. Но вполне достаточно прикоснуться к самым знаменитым и уникальным историческим объектам, заслужившим внимания Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, чтобы понять сколь велико и бесценно наследие древних цивилизаций для современного Туркменистана.

RSS-материал