Изобразительное искусство

В одном из главных храмов театральной России – столичном музее имени Алексея Бахрушина прошла персональная выставка известного туркменского сценографа под авторским названием «Бердигулы Амансахатов: свет с Востока». С работами художника в жанрах живописи, графики, в том числе книжной, Москва давно знакома, поскольку персональные выставки Амансахатова, оформленные им спектакли не раз проходили в столице России. А вот с его театральным графическим творчеством (эскизами декораций и костюмов) взыскательная публика знакомилась впервые. В нынешней экспозиции было размещено 50 работ, представляющих сценографию Амансахатова за 25-летний творческий период. Сценические постановки Бердыгулы Амансахатова – это особая, неповторимая страница в туркменском национальном театральном искусстве. Его своеобразные декорации и костюмы к спектаклям органичны и самодостаточны, отражают полноценную, полноправную суть яркого, цельного, оригинального произведения. В творчестве Бердигулы парадоксально переплетены любовь к роскоши, волшебству театра и стремление с максимальной аскетичной достоверностью обнажить нерв спектакля…

Начало двадцатого века стало временем интенсивного развития новых для туркменской культуры видов искусств. В первую очередь это коснулось живописи. В новом гражданском обществе ослабли запреты ислама на изображения человека, животных, объектов окружающего мира. Одним из первых национальных мастеров живописи стал художник Бяшим Нурали, человек, которого позже назвали символом культурного прогресса и искусства туркменского государства.

Наверное, так и останется загадкой для искусствоведов удивительный феномен, именуемый сегодня «марыйская живописная школа». Можно, кстати, подвергать сомнению правомерность такого термина: для того, чтобы стать «школой», требуется, по определению, гораздо больший исторический отрезок времени. И в то же время нет сегодня в мире искусства человека, кто усомнился бы в самобытности и оригинальности творческого подхода, демонстрируемого вот уже добрых три десятка лет большой группой живописцев и графиков из туркменского города Мары.

На фоне огромного творческого наследия ведущих мастеров туркменской живописи малочисленные работы Ольги Мизгиревой кажутся каплей в море. Невероятно, но, оставив после себя всего четыре живописных полотна, два графических листа и две расписные декоративные вазы, Ольга Мизгирева тем не менее остается одним из самых почитаемых художников Туркменистана. Видимо, все дело в том, что написанные в первой трети прошлого века полотна и по сей день поражают тонкой орнаментальностью, яркостью колорита, неповторимостью цветовых сочетаний, свежестью художественного видения мира. 

Народный художник Туркменистана, академик живописи, лауреат многочисленных государственных премий, живописец Иззат Назарович Клычев (1923-2006) – первый мастер, который вывел туркменское изобразительное искусство на мировой уровень. Его картины экспонировались в крупнейших галереях планеты – от США до Японии. Персональные выставки мастера проходили в Англии, Италии, Германии, России, Польше, Эстонии, Азербайджане. Состоявшийся художник, он объехал полмира. На языке живописи Иззат Клычев рассказал своим согражданам о людях, красоте и величии Нового света, Европы, Азии, Африки. Миру – открыл свой родной Туркменистан.

Весной 2012 года выставка работ Геннадия Яковлевича Брусенцова в Государственном музее изобразительных искусств Туркменистана стала поистине драгоценным подарком для всех любителей прекрасного, напомнила зрителям о славном пути развития национального живописного искусства. В судьбе этого замечательного художника причудливым образом сплелись знаковые принадлежности к культуре России, Туркменистана и Украины. Но можно с уверенностью предположить, что именно Туркменистан стал его самым ярким жизненным впечатлением, порой обретения зрелого мастерства.

Среди представителей современного изобразительного искусства Туркменистана трудно найти более сильную и яркую личность, чем Аннадурды Алмамедов. Время не размывает его четкий авторский почерк, его работы безошибочно узнаваемы, а горные пейзажи и натюрморты с цветами стали условной визитной карточкой мастера. 

Техника:

В плеяду имен первых живописцев, стоявших у истоков современного туркменского изобразительного искусства навсегда вписано имя народного художника Туркменистана Евгении Адамовой. 

gallery item
Техника:

Родина-мать, провожающая на фронт своих сыновей. Могучий бык – образ стихийного катаклизма, вздымающий на рогах Землю. Эпический Огуз-хан, открывающий галерею образов выдающихся личностей многовековой туркменской истории. Десятка стремительно мчащихся ахалтекинских скакунов, из-под копыт которых упругими струями бьет фонтан воды...

gallery item
Техника:

Трудно припомнить хмурого или рассерженного Дурды. Он общителен и жизнерадостен, открыт и приветлив. Кажется, улыбка никогда не покидала его лица за исключением моментов предельной сосредоточенности при напряженной творческой работе.

gallery item
RSS-материал