АННАМУРАДОВ Бабасары

Техника:

Родина-мать, провожающая на фронт своих сыновей. Могучий бык – образ стихийного катаклизма, вздымающий на рогах Землю. Эпический Огуз-хан, открывающий галерею образов выдающихся личностей многовековой туркменской истории. Десятка стремительно мчащихся ахалтекинских скакунов, из-под копыт которых упругими струями бьет фонтан воды...

Трудно представить Ашхабад без этих монументальных произведений, украсивших городские площади и парки в последние 15 лет. Автор этих запоминающихся композиций – народный художник Туркменистана Бабасары Аннамурадов. Впервые начав выставлять свои работы на республиканских художественных выставках в конце 1960-ых годов, он сразу показал себя неординарно мыслящим художником, имеющим свежий взгляд на жизнь. Его работы имели неповторимый оттенок национального своеобразия, привлекали своими художественными ритмами и линиями композиций, поэтической содержательностью, философской направленностью.

Мальчик из тедженского послевоенного колхоза и полуголодного времени, у которого отец погиб на фронте, когда ему был всего 1 год (родился Бабасары в 1941 году), сам создал свою судьбу, и свой художественный мир. Его упорство, настойчивость, целенаправленность проявились в полной мере, когда, решив стать художником, он в 1958 году приехал в Ашхабад и за пять лет закончил полный курс художественного училища.

Путь к большому искусству пролегал, как и положено, через тернии. Прежде чем заявить о себе, как о сложившемся мастере. Бабасары отслужил в армии, преподавал в родной колхозной школе, снова учился, на этот раз в Ташкентском театрально-художественном институте имени А.Н.Островского, (ныне имени Бехзада), после окончания которого в 1970 году вернулся в Ашхабад. 1960-70-ые годы стали для Бабасары временем расширения своего духовно-интеллектуального горизонта, накопления профессионального художнического арсенала.

Молодой Бабасары глубоко прочувствовал античное искусство в своих работах «Студентка», «Современник», «Голова труженика», «Вариации на тему Фидий», за которые был удостоен премии Ленинского комсомола Туркменистана. Эти произведения наполнены восхищением красотой и силой духа человека, верой в его громадные возможности совершенствования мироустройства. Эти образы знаменуют собой общечеловеческое начало с чертами романтической поэтики.

Путь к мастерству для Бабасары пролегал через станковые произведения разных жанров и в разных материалах. Портреты и тематические композиции исполнялись в мраморе, бронзе, дереве, шамоте. Говоря о портретном жанре в творчестве Бабасары, отмечаешь, что автор, прежде всего, интересуется психологизмом образов, их сложностью и неповторимостью. В портретах бахши Оразгельды Ильясова, композитора Вели Мухатова, народного писателя Берды Кербабаева, поэта Курбанназара Эзизова при внешне статичном спокойствии поражает раскрытие автором состояния их творческого духа, передача напряженности мысли, эмоционального накала образов.

Бесспорно, одним из шедевром творчества Бабасары остается скульптурный портрет «Женщина в платке». Здесь художник предстает опытным, зрелым мастером, настоящим профессионалом. Простота композиции тщательно продумана, плавные линии силуэта с легким наклоном головы, мягкая обобщенная пластика раскрывают поэтичный облик молодой женщины. Теплый коричнево- охристый живописный тон гладко обработанного дерева звучит в унисон с лирической интонацией образа.


Историческая тематика в творчестве скульптора получила блестящее воплощение в серии монументальных композиций, посвященных выдающимся личностям, прославившим в веках Туркменистан. Строгая красота парка Независимости, увенчанная величавым монументом, удачно дополняется скульптурными портретами плеяды видных туркменских правителей, воинов, философов и литераторов. Монументы были выполнены группой туркменских скульпторов по эскизам и моделям Бабасары Аннамурадова и под его руководством. Галерея ярких образов выражает чувство гордой независимости, скрытого драматизма, благородного достоинства, тонко переданных в жестах, поворотах и ракурсах, в лицах со сложными оттенками внутренней, духовной жизни.

Приступая к воплощению в камне сложнейшей темы неразрывности связи времен, Бабасары уже имел колоссальный опыт успешной реализации масштабных пространственных решений, создавших ему авторитет монументалиста. Еще в 1985 году он стал лауреатом государственной премии имени Махтумкули за созданный им в центре Ашхабада памятник Туркменистанцам, павшим в годы Великой отечественной войны 1941-1945 годов, с вечным огнем в их честь и память.

И потому не удивительно, что именно Аннамурадову было поручено увековечить память жертв разрушительного ашхабадского землетрясения 1948 года. Созданные им мощные символы ашхабадской трагедии – и в центре туркменской столицы, и в селе Кипчак – незабываемы оригинальностью художественного решения. Они органично связаны с окружающим пространством и города, и кладбища в селе, где похоронены жертвы стихии.

Музыка творчества Бабасары Аннамурадова, использующего в своих работах достижения искусства туркменского народа, звучит широко, ее слышали не только у нас на родине, но и во многих странах мира, где знакомы с его произведениями – Франции, Аргентине, Швеции, Турции, Польше, Венгрии и, конечно, в России. Многие его лучшие работы находятся в ведущих музеях Москвы – Третьяковке, музее искусств Востока, во многих известных частных коллекциях. Не случайно, в 2000 году Бабасары был награжден Золотой Пушкинской медалью «За вклад в развитие, сохранение традиций отечественной культуры, развитие и становление новых стилей и направлений в искусстве деятелей культуры граждан Росси и представителей зарубежья».

В интонациях его произведений слышатся новые современные гармонии, она привлекает художественной силой, неповторимостью национального своеобразия, пафосом жизнеутверждения. Пластика его работ неотделима от одухотворенности высокого порядка. Он мастер глубоко народный, идущий от национального к общечеловеческому, обладающий чуткостью к лучшим достижениям культур других народов.

Бабасары удается с годами не терять хорошей творческой формы. Его профессиональное пластическое мышление становится тоньше, обостреннее, не эксплуатирует раннее найденные решения. Мастер ищет пути новой нравственно-этической трактовки глубоко человечных образов, стараясь выразить в них свежее содержание, мироощущение нового времени, не теряя свою народную, национальную почву.

gallery item