АДАМОВА Евгения
В плеяду имен первых живописцев, стоявших у истоков современного туркменского изобразительного искусства навсегда вписано имя народного художника Туркменистана Евгении Адамовой.
Евгения Адамова родилась в 1913 году в городе Ливны Орловской области. Детские
годы художницы прошли на Украине. В 1932 году Адамова вместе со своей семьей
переезжает в Ашхабад. По настоянию родителей она поступает в Туркменский
государственный медицинский институт, но поняв, что профессия врача - не ее
призвание, бросает учебу на третьем курсе. К этому времени ее интерес к
рисованию стал настоящей страстью и определил всю дальнейшую судьбу девушки.
Она поступает в Туркменское государственное училище им. Шота Руставели. Такие
учителя как Бяшим Нурали, Сергей Никитович Бегляров , Максим Михайлович
Данешвар, Юлия Прокофьевна Данешвар оказали большое влияние на формирование
идеалов и мастерства художницы. Вместе с тем в ее становлении большую роль
сыграло творчество Ивана Ивановича Черинько – учителя и друга, ставшего
впоследствии ее мужем.
В студенческие годы незабываемыми были поездки в Москву, где молодые художники
знакомились в музеях с лучшими произведениями русского и западноевропейского
искусства, что сыграло большую роль в росте их профессионализма. В 1940 году в
составе небольшой этнографической экспедиции в течении полутора месяцев на арбе
Евгения Адамова объехала северные и западные районы страны. Прямо в дороге она
делала наброски, рисовала жанровые сценки и пейзажи. Художница так вспоминала
свои первые впечатления: «Меня удивили туркменские девушки и женщины. Поразили
старики в белых тельпеках и красных халатах. Было в этих людях что-то новое,
яркое, даже театральное. Яркие костюмы, удивительно красивые люди, спокойная,
гордая осанка. ...А потом пришло близкое знакомство с народом, с женщинами. Я
узнала, что не так уже легка их судьба. Меня поражала их целеустремленность в
достижении цели».
Художница осталось верной теме судьбы туркменской женщины в течение всей своей
творческой биографии. Уже в своих первых полотнах она обращается к образу
туркменки, однако программные произведения, посвященные этой теме, были созданы
гораздо позже — в 50—60-е годы, когда за ее плечами уже был большой жизненный и
творческий опыт. Страна, ставшая второй Родиной для Евгении Адамовой, ее жители
– простые и искренние – стали главным объектом отображения на полотнах.
Творческий метод художницы нашел свое продолжение в работах молодых поколений
талантливых туркменских живописцев, постигавших премудрости изобразительного
искусства на ярких работах мастера. Высокая работоспособность, позволила
Евгении Адамовой до преклонных лет оставаться в непрерывном творческом поиске,
сохранять в своих работах динамизм и зоркость восприятия жизни.
Много лет прошло с тех пор, когда были написаны замечательные полотна Евгении
Адамовой, но величина ее таланта и по сей день не снижает силы воздействия на
зрителя. Каждый раз, проходя по залам музея, посетитель невольно
останавливается перед полотнами Адамовой, восхищаясь совершенством живописи,
яркостью не тускнеющих красок мастера