АДАМОВА Евгения

Техника:

В плеяду имен первых живописцев, стоявших у истоков современного туркменского изобразительного искусства навсегда вписано имя народного художника Туркменистана Евгении Адамовой. 

Евгения Адамова родилась в 1913 году в городе Ливны Орловской области. Детские годы художницы прошли на Украине. В 1932 году Адамова вместе со своей семьей переезжает в Ашхабад. По настоянию родителей она поступает в Туркменский государственный медицинский институт, но поняв, что профессия врача - не ее призвание, бросает учебу на третьем курсе. К этому времени ее интерес к рисованию стал настоящей страстью и определил всю дальнейшую судьбу девушки. Она поступает в Туркменское государственное училище им. Шота Руставели. Такие учителя как Бяшим Нурали, Сергей Никитович Бегляров , Максим Михайлович Данешвар, Юлия Прокофьевна Данешвар оказали большое влияние на формирование идеалов и мастерства художницы. Вместе с тем в ее становлении большую роль сыграло творчество Ивана Ивановича Черинько – учителя и друга, ставшего впоследствии ее мужем.

В студенческие годы незабываемыми были поездки в Москву, где молодые художники знакомились в музеях с лучшими произведениями русского и западноевропейского искусства, что сыграло большую роль в росте их профессионализма. В 1940 году в составе небольшой этнографической экспедиции в течении полутора месяцев на арбе Евгения Адамова объехала северные и западные районы страны. Прямо в дороге она делала наброски, рисовала жанровые сценки и пейзажи. Художница так вспоминала свои первые впечатления: «Меня удивили туркменские девушки и женщины. Поразили старики в белых тельпеках и красных халатах. Было в этих людях что-то новое, яркое, даже театральное. Яркие костюмы, удивительно красивые люди, спокойная, гордая осанка. ...А потом пришло близкое знакомство с народом, с женщинами. Я узнала, что не так уже легка их судьба. Меня поражала их целеустремленность в достижении цели».

Художница осталось верной теме судьбы туркменской женщины в течение всей своей творческой биографии. Уже в своих первых полотнах она обращается к образу туркменки, однако программные произведения, посвященные этой теме, были созданы гораздо позже — в 50—60-е годы, когда за ее плечами уже был большой жизненный и творческий опыт. Страна, ставшая второй Родиной для Евгении Адамовой, ее жители – простые и искренние – стали главным объектом отображения на полотнах. Творческий метод художницы нашел свое продолжение в работах молодых поколений талантливых туркменских живописцев, постигавших премудрости изобразительного искусства на ярких работах мастера. Высокая работоспособность, позволила Евгении Адамовой до преклонных лет оставаться в непрерывном творческом поиске, сохранять в своих работах динамизм и зоркость восприятия жизни.
 

Много лет прошло с тех пор, когда были написаны замечательные полотна Евгении Адамовой, но величина ее таланта и по сей день не снижает силы воздействия на зрителя. Каждый раз, проходя по залам музея, посетитель невольно останавливается перед полотнами Адамовой, восхищаясь совершенством живописи, яркостью не тускнеющих красок мастера

gallery item