СОКРОВИЩНИЦЫ ЗНАНИЙ

Одним из символов современного города Мары стало величественное здание Центральной велаятской (областной) библиотеки, сочетающее в себе изысканность архитектурного стиля с удобством и функциональностью. Уютные и светлые читальные залы с компьютерным оснащением, зоны отдыха и детские игровые комнаты, просторное хранилище с автоматической поддержкой температуры и уровня влажности, собственный планетарий с мощным телескопом под раздвижной крышей – все это свидетельство особо бережного отношения туркмен к книге, культивировавшееся в народе с незапамятных времен. Глубоко символично, что новая, столь совершенная по исполнению сокровищница знаний появилась на марыйской земле, известной миру по знаменитым древним хранилищам мудрости.
История появления книги у туркменского народа ведет свое начало от Авесты – священного писания зороастризма. С Мервом связана запись текстов этого писания в парфянскую эпоху. Первым «издателем» Авесты стал царь Вологез I, правивший в 51–78 годах новой эры. Известно также, что последний сасанидский царь Йездигерд III привез в Мерв одну тысячу пехлевийских рукописных книг. 
Но высочайшего уровня книжная культура в этом историческом городе достигла спустя несколько веков. Со времени арабского завоевания и распространения ислама в Мерв стекались известные ученые Востока, что привело к созданию в городе крупнейших хранилищ духовных ценностей. Правители щедро оплачивали труды ученых и направляли большие средства на содержание медресе. 
Для ознакомления с редкими книгами, хранившимися в библиотеках Мерва, туда приезжал халиф Харун ар-Рашид. Географ ал-Истахри писал: «Из Мерва вышло большинство военачальников Халифата и чиновников Ирака, правителей Хорасана, а также многие выдающиеся законоведы и словесники... Эти люди среди всех стран Ирана выдавались дарованиями и образованием, так что врач, известный под именем Барзуе, превосходил прочих персидских врачей и музыкант по имени Барбуд превосходил других, занимающихся пением и музыкой».
Большую славу снискал себе уроженец Мерва Али ибн Сахл Раббан (конец VIII – начало IX веков), который, по словам арабского автора XII в. Ибн ал-Кифти, был философом, врачом, математиком. Он также переводил многие книги, среди которых – труд Птолемея «Альмагест» на греческом языке.
В IX веке в Мерве жил выдающийся математик и астроном Ахмад ибн Абдаллах ал-Мервази по прозвищу Хабаш-вычислитель (Хабаш ал-Хасиб). Его открытия в области математики вошли в историю мировой науки. Он первым в мире внес в тригонометрию понятия тангенса и котангенса и составил таблицы этих двух функций. Хабаш ал-Хасиб одним из первых в мире открыл функцию косеканс. Его астрономические таблицы (зиджи) пользовались исключительным авторитетом среди астрономов Средневековья. Их использовал в своих вычислениях Абу Рейхан ал-Бируни.
Помощь ученым оказывала и знаменитая мервская обсерватория. Пользуясь ею, Мансур ибн Талха (IX в.) из династии Тахиридов часто проводил астрономические вычисления, наблюдал звездное небо, результатом чего явился его труд «В разъяснение сферы».
Основоположником жанра путевых очерков в арабоязычной географической литературе был знаменитый географ из Мерва Абу-л-Аббас Джафар ибн Ахмад ал-Мервази (умер около 887 года). К сожалению, его труды до нас не дошли, хотя отдельные выдержки приводятся Ибн ал-Факихом. Он оставил после себя также оригинальные труды по литературе и филологии.
В IX в. был знаменит уроженец Мерва врач Али ибн Сахл Раббан. Из шести его крупных сочинений выделяется «Рай мудрости», которое представляет собой натурфилософскую энциклопедию с медицинским уклоном, затрагивающую проблемы философии, психологии, зоологии, эмбриологии и метеорологии.
Широкую известность среди современников имел мервский врач Ибн Маса (IX в.), оставивший после себя многочисленные труды по режиму питания, влиянию на организм отдельных видов пищи, по режиму и значению для здоровья водных процедур, правилам кровопускания. Он был большим знатоком фармакогностики и ботаники, описал целый ряд лекарственных растений.
В Мерве вырос филолог и автор генеалогии арабских племен Омар ибн Мутарриф (ум. ок. 802 г.), занимавший впоследствии в Багдаде высокую государственную должность. Был большим мастером эпистолярного стиля. К числу его известных произведений относится труд по географии «Стоянки арабов, их границы, и где было место каждого племени, и куда оно переселилось». В конце X в. в Мерв приехал на постоянное место жительства законовед, филолог и поэт Абдул-Касим Исмаил ал-Байхаки. За ним прочно утвердились почетные прозвища Солнце имамов и Солнце Байхака.
За пределами Мерва была известна школа мервских историков и филологов из рода Самани, основателем которой являлся Абу Сад Абул-Музаффар ас-Самани. К нему из Ферганы приехали учиться крупный историк и языковед Ахмад ибн Мухаммад ибн ал-Касим ал-Ахсикати. После окончания учебы он навсегда остался в Мерве и оставил значительный след в научном мире. Род Самани содержал в Мерве две библиотеки, книгами которых пользовались и приезжие ученые. Одним из ярких представителей этого рода является Абул Сад Абдулкарим ас-Самани (род. в 1113 г.). Его «Книга генеалогии» – незаменимый источник по истории культуры и исторической географии – высоко оценена русскими востоковедами. У него имелось свыше 40 трудов, из них по истории Мерва – 20 томов.
До нас не дошли труды известных мервских философов XII века Кутб аз-Замана Мухаммеда ибн Абу Тахира ат-Табаси ал-Мервази и Махмуда ибн Азиза ал-Ариди ал-Хорезми. Последний, по словам Йакута, был прозван Солнцем Востока. В области астрономии, математики, географии много сделал Баха-ад-дин Абу Мухаммед Абдалжаббар ал-Хараки (ум. в 1138 г.) из Мерва. Он оставил после себя три больших труда по астрономии и один по математике.
Самым крупным физиком всего средневекового Востока считается Абу-л-Фатх Абдуррахман ал-Хазини, творивший в домонгольском Мерве. Он одним из первых в мире стал заниматься исследованием физических свойств воздуха (его веса и плотности). Для определения плотности жидкостей он пользовался ареометром собственной конструкции. В области определения удельного веса веществ ал-Хазини добился таких результатов, что они до сих пор поражают своей точностью. В области механики он также одним из первых на Востоке обратил внимание на проблему ускорения. Свой след он оставил и в астрономической науке.
В Мерве проживало и много поэтов: Аббас (IX в.), Омар Хайям, Хасан Газневи, Энвери и т.д. Мервской школой языковедов перерабатывались и переводились на хорасанский и тюркский языки старые рукописи. Автор «Шах-наме» Фирдоуси (934–1027) для его написания использовал материалы местного эпоса, почерпнутые из песен мервских бахши Азадэ-Серва и Масуди Мервези.
Жители Мургабского оазиса по праву гордятся тем обстоятельством, что в число классиков туркменской литературы вошел из земляк Молланепес, считающийся непревзойденным мастером лирического жанра. И хотя другие классики туркменской поэзии также писали о любви, в их творчестве центральное место, как правило, занимает патриотическая, военная, суфийская тематика, проблемы социальной несправедливости и вопросы осмысления истории. Начитанный, превосходно владевший несколькими языками, Молланепес не только сделал любовь основным предметом своей лирики, но и дал новое развитие избранному жанру, используя как опыт своих соотечественников, прежде всего великого Махтумкули Фраги, так и литературное наследие турецкого, узбекского, азербайджанского и других народов. 
На празднование двухсотлетнего юбилея поэта в 2010 году в Мары собрались литераторы из многих стран мира, превратив юбилейные торжества в незабываемый праздник поэзии.
В сегодняшнем Мары многовековые туркменские традиции бережного и даже благоговейного отношения к рукописному тексту нашли великолепное воплощение в величественном здании областной библиотеки – не просто хранилище знаний, но и подлинном храме высокой культуры.