АЛМАМЕДОВ Аннадурды

Среди представителей современного изобразительного искусства Туркменистана трудно найти более сильную и яркую личность, чем Аннадурды Алмамедов. Время не размывает его четкий авторский почерк, его работы безошибочно узнаваемы, а горные пейзажи и натюрморты с цветами стали условной визитной карточкой мастера. 

С годами, конечно, у него прибавилось профессиональной и житейской мудрости. Сегодня мастер чисто внешне гораздо более сдержан и спокоен, чем в прежние годы. Только это спокойствие – жерло чуть подуставшего вулкана, слегка присыпанного слоем пепла и даже поросшего по краям кратера молоденькой травкой, но в то же время готового в любой момент выплеснуть потоки огня по велению взрывного темперамента. 
Нечто похожее прослеживается и в его творчестве. Если, скажем, вспоминать работы Алмамедова с большой ашхабадской персональной выставки 1986 года и сравнивать их с полотнами последних лет, то можно заметить склонность автора к более сдержанной колористической гамме, что, впрочем, не идет в ущерб предельной выразительности. Великий парадокс искусства: самоограничение в художественных средствах не обедняет настоящий талант, а делает его проявления еще более тонкими и изящными. 
Будучи выпускником театрально-художественного института, Алмамедов многое создал в качестве сценографа, и первые официальные признания своих работ получил как автор декораций и костюмов к ярким спектаклям туркменских театров. Но уже в ранние годы профессиональной карьеры рамки театрального жанра были тесными для ищущей творческой натуры, и Аннадурды все чаще обращался к станковой живописи. 
При этом ему чудесным образом удалось избежать хронической «болезни» коллег по цеху. Не секрет, что многие сценографы при обращении к другим живописным жанрам так и остаются, по сути своей, декораторами: в их творчестве сохраняется доминанта изысканной иллюстративности, лишая автора подлинной свободы в выборе выразительных средств.
В станковой живописи Алмамедова нет и намека на зависимость от клаустрофобной условности театрального портала. Словно однажды задохнувшись от ограниченности сценической рамки, он в своих живописных полотнах вырывается на простор света и воздуха, вдыхает полной грудью пряные ароматы родной природы и не может наглядеться на красоты окружающего мира.
Кажется, невозможно сосчитать всего количества пейзажей горных хребтов Кара-Кала и долины реки Сумбар, написанных художником за долгие годы своего творческого пути. Эта приверженность знакомым с детства местам и умение находить в привычных мотивах все новые и новые оттенки прекрасного во многом роднят авторское кредо Аннадурды с творчеством великого Махумкули Фраги, черпавшего свое вдохновение в сумбарских ландшафтах. Работа художника с оттенками красок очень похожа на тщательный подбор слов в творениях поэта, когда образ Родины через влюбленный взгляд на природу дарит бесконечное множество вариантов выразительных средств.
Даже если бы народный художник Туркменистана Аннадурды Алмамедов в своей работе не выходил за рамки деятельности живописца, этого вполне хватило бы, чтобы внести свое имя в неписаный реестр славы туркменского изобразительного искусства. Однако ничуть не меньшее значение для туркменской культуры имеет его педагогическая деятельность.
В 2014 году исполнилось ровно полвека с того момента, когда Аннадурды впервые предстал лицом к лицу со студенческой аудиторией. Предстал и с тех пор ни разу не отвернулся. Сегодня в стенах Государственной академии художеств Туркменистана Аннадурды Алмамедов терпеливо и кропотливо продолжает труд, начатый пятьдесят лет назад. Можно легко предположить, что то неимоверное количество сил и времени, которые он щедро раздарил парням и девушкам, «заболевшим» художественным творчеством, с лихвой хватило бы ему лично, чтобы приумножить собственные регалии живописца. Но, с другой стороны, если бы не его преподавательский дар, возможно, туркменское искусство недосчиталось бы многих ярких своих представителей. 
Аннадурды не скрывает, что в свое время он многое для себя открыл, многому научился, находясь в процессе постоянного профессионального общения со своими близкими друзьями – великими туркменскими художниками Иззатом Клычевым, Дурды Байрамовым. Правило щедро делиться с окружающими секретами творчества Алмамедов сохранил навсегда, не делая исключений ни для кого из своих прошлых и нынешних учеников. 
Особый дар педагога – не навязывать воспитанникам собственных творческих методов, а раскрывать индивидуальный потенциал каждого ученика. Среди ярких современных туркменских живописцев неповторимой индивидуальностью, характерным самобытным авторским почерком отличаются работы таких художников, как Чары Хуммедов, Коссекмурад Нурмурадов, Огулсурай Акмурадова, Камиль Велиахмедов. А ведь эти и многие другие вполне состоявшиеся живописцы начинали свой путь в искусство в мастерской Аннадурды Алмамедова. Все они сегодня с теплой благодарностью вспоминают уроки мастера, его чуткий, но при этом предельно требовательный подход к индивидуальным особенностям каждого воспитанника.
Вот уже много лет у мастера остается практически неизменным расписание рабочего дня. С утра и до обеда – занятия в Академии художеств, где его авторитетному мнению внимают десятки нарождающихся талантов. Во второй половине дня Аннадурды можно наверняка застать в мастерской у мольберта. Сюда по сложившейся годами традиции к нему на чашку чая часто заходят собратья по цеху. И тогда не избежать страстных споров на любимые темы...
День ото дня множатся написанные полотна, подрастают новый ученики... Продолжается жизнь: яркая и благодарная, такая, как на картинах Аннадурды Алмамедова.