АЛМАМЕДОВ Аннадурды
Среди представителей современного изобразительного искусства Туркменистана трудно найти более сильную и яркую личность, чем Аннадурды Алмамедов. Время не размывает его четкий авторский почерк, его работы безошибочно узнаваемы, а горные пейзажи и натюрморты с цветами стали условной визитной карточкой мастера.
С годами, конечно, у него прибавилось
профессиональной и житейской мудрости. Сегодня мастер чисто внешне гораздо
более сдержан и спокоен, чем в прежние годы. Только это спокойствие – жерло
чуть подуставшего вулкана, слегка присыпанного слоем пепла и даже поросшего по
краям кратера молоденькой травкой, но в то же время готового в любой момент
выплеснуть потоки огня по велению взрывного темперамента.
Нечто похожее прослеживается и в его творчестве.
Если, скажем, вспоминать работы Алмамедова с большой ашхабадской персональной
выставки 1986 года и сравнивать их с полотнами последних лет, то можно заметить
склонность автора к более сдержанной колористической гамме, что, впрочем, не
идет в ущерб предельной выразительности. Великий парадокс искусства:
самоограничение в художественных средствах не обедняет настоящий талант, а
делает его проявления еще более тонкими и изящными.
Будучи выпускником театрально-художественного
института, Алмамедов многое создал в качестве сценографа, и первые официальные
признания своих работ получил как автор декораций и костюмов к ярким спектаклям
туркменских театров. Но уже в ранние годы профессиональной карьеры рамки
театрального жанра были тесными для ищущей творческой натуры, и Аннадурды все
чаще обращался к станковой живописи.
При этом ему чудесным образом удалось избежать
хронической «болезни» коллег по цеху. Не секрет, что многие сценографы при
обращении к другим живописным жанрам так и остаются, по сути своей,
декораторами: в их творчестве сохраняется доминанта изысканной
иллюстративности, лишая автора подлинной свободы в выборе выразительных
средств.
В станковой живописи Алмамедова нет и намека на
зависимость от клаустрофобной условности театрального портала. Словно однажды
задохнувшись от ограниченности сценической рамки, он в своих живописных
полотнах вырывается на простор света и воздуха, вдыхает полной грудью пряные
ароматы родной природы и не может наглядеться на красоты окружающего мира.
Кажется, невозможно сосчитать всего количества
пейзажей горных хребтов Кара-Кала и долины реки Сумбар, написанных художником
за долгие годы своего творческого пути. Эта приверженность знакомым с детства
местам и умение находить в привычных мотивах все новые и новые оттенки
прекрасного во многом роднят авторское кредо Аннадурды с творчеством великого
Махумкули Фраги, черпавшего свое вдохновение в сумбарских ландшафтах. Работа
художника с оттенками красок очень похожа на тщательный подбор слов в творениях
поэта, когда образ Родины через влюбленный взгляд на природу дарит бесконечное
множество вариантов выразительных средств.
Даже если бы народный художник Туркменистана
Аннадурды Алмамедов в своей работе не выходил за рамки деятельности живописца,
этого вполне хватило бы, чтобы внести свое имя в неписаный реестр славы
туркменского изобразительного искусства. Однако ничуть не меньшее значение для
туркменской культуры имеет его педагогическая деятельность.
В 2014 году исполнилось ровно полвека с того
момента, когда Аннадурды впервые предстал лицом к лицу со студенческой
аудиторией. Предстал и с тех пор ни разу не отвернулся. Сегодня в стенах
Государственной академии художеств Туркменистана Аннадурды Алмамедов терпеливо
и кропотливо продолжает труд, начатый пятьдесят лет назад. Можно легко
предположить, что то неимоверное количество сил и времени, которые он щедро
раздарил парням и девушкам, «заболевшим» художественным творчеством, с лихвой
хватило бы ему лично, чтобы приумножить собственные регалии живописца. Но, с
другой стороны, если бы не его преподавательский дар, возможно, туркменское
искусство недосчиталось бы многих ярких своих представителей.
Аннадурды не скрывает, что в свое время он
многое для себя открыл, многому научился, находясь в процессе постоянного
профессионального общения со своими близкими друзьями – великими туркменскими
художниками Иззатом Клычевым, Дурды Байрамовым. Правило щедро делиться с
окружающими секретами творчества Алмамедов сохранил навсегда, не делая
исключений ни для кого из своих прошлых и нынешних учеников.
Особый дар педагога – не навязывать
воспитанникам собственных творческих методов, а раскрывать индивидуальный
потенциал каждого ученика. Среди ярких современных туркменских живописцев
неповторимой индивидуальностью, характерным самобытным авторским почерком
отличаются работы таких художников, как Чары Хуммедов, Коссекмурад Нурмурадов,
Огулсурай Акмурадова, Камиль Велиахмедов. А ведь эти и многие другие вполне
состоявшиеся живописцы начинали свой путь в искусство в мастерской Аннадурды Алмамедова.
Все они сегодня с теплой благодарностью вспоминают уроки мастера, его чуткий,
но при этом предельно требовательный подход к индивидуальным особенностям
каждого воспитанника.
Вот уже много лет у мастера остается практически
неизменным расписание рабочего дня. С утра и до обеда – занятия в Академии
художеств, где его авторитетному мнению внимают десятки нарождающихся талантов.
Во второй половине дня Аннадурды можно наверняка застать в мастерской у
мольберта. Сюда по сложившейся годами традиции к нему на чашку чая часто
заходят собратья по цеху. И тогда не избежать страстных споров на любимые
темы...
День ото дня множатся написанные полотна,
подрастают новый ученики... Продолжается жизнь: яркая и благодарная, такая, как
на картинах Аннадурды Алмамедова.