Яркие краски судьбы Ольги Мизгиревой

На фоне огромного творческого наследия ведущих мастеров туркменской живописи малочисленные работы Ольги Мизгиревой кажутся каплей в море. Невероятно, но, оставив после себя всего четыре живописных полотна, два графических листа и две расписные декоративные вазы, Ольга Мизгирева тем не менее остается одним из самых почитаемых художников Туркменистана. Видимо, все дело в том, что написанные в первой трети прошлого века полотна и по сей день поражают тонкой орнаментальностью, яркостью колорита, неповторимостью цветовых сочетаний, свежестью художественного видения мира. 

Ольга Фоминична Мизгирева вместе с другими самобытными мастерами стояла у истоков зарождения туркменского национального изобразительного искусства. Она родилась в 1908 году в Ташкенте, позже ее семья переехала в поселок Каракала в западном Туркменистане. С юности увлекшись живописью, юная Ольга стремилась получить художественное образование. На ее удачу в 1920 году по инициативе российских художников Рувима Мазеля, Михаила Либакова, Александра Владычука в Ашхабаде была организована художественная студия, позже (1922 г.) получившая название «Ударная школа искусств Востока» (УШИВ). Именно выпускникам этой первой студии было суждено оставить яркий след в истории туркменской культуры, закладывать методологические и эстетические основы национальной живописи.

В Ударную школу искусств Востока преподавателями были приглашены квалифицированные музыканты, художники, артисты. Была составлена довольно обширная программа обучения. Слушатели получали образование по рисованию, живописи, истории искусств, лепке, граверному делу. Здесь изучали общеобразовательные предметы: физику, математику, географию, русский и туркменский языки. Двери нового учебного заведения были открыты для всех желающих, кто бы мог развивать себя как будущего художника и находить новые пути в искусстве. Школе было предоставлено самое лучшее здание, а ее директором был назначен Александр Владычук, имевший неплохие задатки скульптора и великолепные организаторские способности. 

Юная Ольга Мизгирева познакомилась с организатором УШИВ, художником, спортсменом, лидером и человеком со сложным характером Александром Владычуком. А позже стала не только талантливой, подающей надежды выпускницей, но и супругой Владычука. Эти два творчески одаренных человека подарили друг другу несколько лет счастливой жизни. 

Составной частью учебного процесса УШИВ были многочисленные поездки по Туркменистану, знакомство с уникальным культурным наследием народа, народными ремеслами. Художники изучали туркменский фольклор, бытовой уклад народной жизни, черпали вдохновение в народном творчестве, синтезировали традиционные ковровые орнаменты с изобразительным искусством в его европейском понимании. Вместе с будущими видными мастерами туркменского изобразительного искусства – Бяшимом Нурали, Сергеем Бегляровым и другими своими сокурсниками Ольга Мизгирева черпала из всего увиденного темы для собственных творческих изысканий.

Сегодня в Музее изобразительных искусств Туркменистана хранятся шедевры ее творчества, вошедшие в золотой фонд туркменского искусства. Это четыре живописные и две графические работы, а также уникальные напольные вазы, расписанные её рукой. 

Впервые в туркменском изобразительном искусстве графические и цветовые элементы туркменской накидки «Сары чырпы» (традиционный туркменский женский халат желтого цвета) она перенесла масляными красками на керамический кувшин. На терракотовой поверхности сосуда запечатлены искусные орнаменты, узоры туркменской вышивки и благородное сочетание цветов. Вторая ваза расписана под элементы женских ювелирных украшений. В этих работах проявился незаурядный дизайнерский дар мастера, объединивший в единое целое разрозненные элементы туркменского декоративно-прикладного искусства. Национальными орнаментами пронизаны и ее графические работы по мотивам древних туркменских сказаний «Легенда о нохурском чинаре» и «Легенда о кукушке». 

Созданные в 1924–1926 годах живописные полотна «Зной», «Четыре жены», «Туркменские девочки», «Творчество ковродельницы» чаруют яркостью красок и затейливостью линий. Эти уникальные шедевры стали подспорьем не только для искусствоведов, но и для этнографов. Картина «Туркменские девочки» рождает радостные, светлые чувства, отражает красоту туркменской природы. В полотне «Творчество ковродельницы» – ликующий фейерверк красок, наполненный необычайной внутренней силой. Удивительно. Как совсем еще молодой художнице удалось столь мастерски передать на полотнах характерные черты собирательного образа туркменской женщины, ее смиренную красоту. 

В какой-то момент своей жизни Ольга Мизгирева осознала острую неудовлетворенность своей творческой реализацией. Но сильная по духу женщина принимает для себя решение искать свое призвание в новой сфере деятельности. Она откладывает в сторону кисти, карандаши и краски и никогда к ним больше не прикасается. В 1934 году Ольга Мизгирева уехала к родным в Каракалу, к истокам своего детства, в сказочно-красивые места. Она устроилась лаборантом в Туркменскую опытную станцию Всесоюзного института растениеводства, где встретилась с людьми, которые поразили ее своей интеллектуальностью, одержимостью и преданностью любимому делу. Она осталась там навсегда. 

Когда через много лет Ольгу Фоминичну Мизгиреву спросили, почему она оставила живопись, та ответила, что, прикоснувшись к окружающему миру и поняв все его величие, решила заниматься не копированием природы, а служением ей. И никогда об этом не пожалела… 

С 1944-го по 1981-й год О. Мизгирева была директором опытной станции Всесоюзного института растениеводства. Когда человек талантлив, он талантлив во всем. Своим трудолюбием, одержимостью она добилась больших достижений в растениеводстве, вывела новые сорта миндаля, алычи, яблони, граната. Она открыла для науки новый вид растений – туркменскую мандрагору – реликт древней флоры Средней Азии, сохранившейся лишь в Юго-Западном Копетдаге.

Ольга Фоминична Мизгирева оставила свой яркий след в науке и в искусстве. Еще многие века ее немногочисленные полотна будут поражать и радовать любителей искусства.