КОМПОЗИТОР АДРИАН-АГА

Туркменское национальное музыкальное искусство дошло до наших дней из глубины веков в своем исконном виде – через мастерство исполнителей - бахши. В начале XX века произошло проникновение в туркменскую культуру классической, симфонической музыки. Поисками сочетания мирового музыкального наследия с вековыми традициями туркменской культуры занимались в тот период самые талантливые и увлеченные ученые-фольклористы и музыканты из России, приехавшие в Туркменистан по зову души.


В их числе был и композитор Адриан Шапошников, сверстник знаменитых Игоря Стравинского и Сергея Прокофьева. Начавший писать музыку в 14 лет, Шапошников получил блестящее образование в Петербургской консерватории, его сочинения высоко оценивали специалисты, но не признавали в музыкальных кругах из-за несоответствия модному тогда стилю. Это стало причиной почти десятилетнего творческого кризиса в жизни музыканта, который завершился, когда Шапошников получил письмо из далекого, незнакомого Ашхабада.

«Адриан Григорьевич, дорогой мой! Вы нужны здесь! Здесь Вы найдете для себя нечто совершенно новое: музыку своеобразную по гармонии, стройную по форме (почти сонатной!) и свободную по тематике. Но она чуть слышна! Надо сделать так, чтобы ее слушали не только ценители, в тиши кибитки. Надо вынести ее на эстраду! В театр! – так писал в 1936 году известный актер и режиссер Леонид Оболенский, работавший в то время художественным руководителем Дома народного творчества в Ашхабаде. – Приезжайте. Здесь закладывают начало доброму делу!»

Недолго думая, Шапошников бросает Москву и приезжает в Ашхабад. Его первым заказом становится сочинение музыки к снимаемому Оболенским фильму о Туркменистане. Но композитор не бросился сочинять… Он начал слушать.

Адриан Шапошников изучает древнюю культуру и историю страны, ее богатое литературное наследие – произведения Махтумкули, Сеиди, Молланепеса, Кемине, народные эпические сказания. Он ездит по аулам, записывая песни, напевы бахши, отрывки из дестанов... Композитор сближается с известными музыкантами, большими знатоками народной музыки Пурли Сарыевым, Мыллы Тачмурадовым, Сахи Джепбаровым, Тачмамедом Суханкулиевым, Гельды Угурлиевым, Дурды Сапаром, и постигает через них самобытное музыкальное наследие туркменского народа.

И только проделав огромную исследовательскую работу, Шапошников пишет первое симфоническое произведение – «Туркменскую рапсодию». Продолжением композиторских опытов стала музыкальная драма «Зохре и Тахир», в основу которой лег сюжет известного лирического дестана поэта Молланепеса. Спектакль был с восторгом принят публикой, и Шапошников пишет одноименную оперу. Стремясь сделать ее доступной туркменским слушателям, он оставляет почти в полной неприкосновенности звучащие в опере народные песни и сочиняет оригинальные мелодии, приближающиеся к народным. Эти мотивы обогащаются удачно найденными гармониями и оркестровыми красками. Первая туркменская опера отличается простотой и выразительностью музыкального языка, национальным колоритом, богатством звучания. Она оказалась близкой и понятной как искушенному, так и неподготовленному слушателю.

Премьера оперы «Зохре и Тахир» состоялась во время Великой Отечественной войны – 6 ноября 1941 года, но с этого дня каждый ее показ в Туркменском театре оперы и балета сопровождался неизменным аншлагом. Этот успех на длительное время предопределил характер деятельности композитора. В 1942 году Адриан Шапошников в соавторстве с Данатаром Овезовым пишет оперу «Гуль и Бильбиль» на основе философской сказки поэта XVIII века Шабенде.
 

Еще через два года сложившийся творческий дуэт сочиняет оперу «Шасенем и Гариб», которая надолго становится самой популярной в Туркменистане. В основе сюжета – один из самых любимых в народе дестанов о любви. Здесь в симфонической обработке звучат народные мелодии, которые на протяжении многих лет создавал туркменские народ вокруг этой красивой легенды. В год премьеры «Шасенем и Гариб» Шапошников получает звание Заслуженного деятеля искусств Туркменистана.
 

В 1945 году в соавторстве Адриана Шапошникова с Вели Мухатовым рождается первая туркменская комическая опера «Кемине и Казы». Созданная на основе произведения Кемине, она насыщена народным юмором и афоризмами.

«Ашхабадский период» становится наиболее продуктивным в творчестве Шапошникова. Конец 30 – начало 40-х годов в Туркменистане – время организации новых профессиональных музыкальных коллективов, и Шапошников стал одним из активных участников этого процесса. Работая музыкальным руководителем национального драматического театра, он пишет музыку к ряду спектаклей, кинофильмов, сочиняет первый национальный балетный танец, первые оригинальные хоровые произведения «Догрусы» и «Билинмез», одно из первых произведений для туркменского оркестра народных инструментов, сотрудничает с молодой студией народного танца. В числе созданных им произведений – «Увертюра на русскую и туркменские мелодии», «Туркменская рапсодия» для симфонического оркестра, «20 танцев Туркмении», «Рапсодия» для оркестра туркменских народных инструментов, вокальные сочинения, песни и романсы на стихи Махтумкули, Кемине и других туркменских поэтов.
 

Последняя опера Адриана Шапошникова «Айна» (в соавторстве с Данатаром Овезовым) о ковровщицах Туркменистана написана после переезда в Москву. Это случилось после сильнейшего землетрясения 6 октября 1948 года в Ашхабаде, когда композитор оказался среди тысяч людей, пострадавших от разрушений. Его спасли соседи, откопавшие его из под руин здания. Шапошников эвакуирован в Москву, где долго лечит последствия травм и продолжает сочинять фортепианные вальсы, сюиты, марши для симфонического оркестра на туркменские темы. Композитор активно сотрудничает с Туркменистаном, помогая работе Союза композиторов, оперного театра республики, ведет с ними постоянную переписку, часто ездит в Ашхабад и участвует в его культурной жизни.

За большие заслуги в области развития туркменского профессионального музыкального искусства в 1955 году Шапошникову присужден орден Трудового Красного знамени. В 1967 году, в последний год жизни, он получает Почетное звание «Народный артист ТССР». А ровно через двадцать лет Туркменистан торжественно отметил 100-летие со дня рождения композитора открытием мемориальной доски, выставкой и большим концертом в Туркменском государственном академическом театре им. Молланепеса, на которые в Ашхабад прибыли сразу два потомка композитора – сын и правнук, оба Иваны.
 

Но главной наградой для мастера Адриана-ага, как его теперь все с уважением называют, является искренняя любовь и благодарность учеников и друзей…

Так вспоминали о композиторе первые исполнители главных ролей в опере «Зохре и Тахир», народные артисты Туркменистана Майя Кулиева и Ходжадурды Аннаев: «Он любил наш край, его природу, любил туркменский народ, с его своеобразием быта и нравов, чутко и внимательно изучал народные песни. Мелодичность музыкального языка, гармоничность, чудесная инструментовка в этой опере помогли нам, певцам, совершенствовать свое вокальное мастерство. Адриан Григорьевич вложил в нас, тогда молодых артистов, много своего таланта, своей большой души, и мы до сих пор вспоминаем нашего дорогого друга и замечательного мастера, щедро отдававшего свое дарование расцвету музыкальной культуры нашей страны».

Шапошников заронил в благодатную туркменскую почву семена классического западного музыкально-театрального искусства, из которых взошло и широко разрослось уникальное, самобытное явление – туркменская опера. Главное в его творчестве – та необычайная осторожность, бережность, чуткость, с которой он подходил к национальному материалу. Мелодика традиционных туркменских напевов в его произведениях осталась неизменной, оригинальные мотивы созданы по образцам народных, с небольшими творческими вариациями, а в оркестровке нашла отражение тембровая окраска народного инструментария. Эта необычайная скромность и щепетильность композитора Адриана Шапошникова, предельно уважавшего национальные основы выполняемых им работ, и стала залогом всенародной любви к его музыке, которая жива по сей день.