КОМПОЗИТОР АДРИАН-АГА
Туркменское национальное музыкальное искусство дошло до наших дней из глубины веков в своем исконном виде – через мастерство исполнителей - бахши. В начале XX века произошло проникновение в туркменскую культуру классической, симфонической музыки. Поисками сочетания мирового музыкального наследия с вековыми традициями туркменской культуры занимались в тот период самые талантливые и увлеченные ученые-фольклористы и музыканты из России, приехавшие в Туркменистан по зову души.
В их числе был и композитор Адриан Шапошников, сверстник знаменитых Игоря
Стравинского и Сергея Прокофьева. Начавший писать музыку в 14 лет, Шапошников
получил блестящее образование в Петербургской консерватории, его сочинения
высоко оценивали специалисты, но не признавали в музыкальных кругах из-за
несоответствия модному тогда стилю. Это стало причиной почти десятилетнего
творческого кризиса в жизни музыканта, который завершился, когда Шапошников
получил письмо из далекого, незнакомого Ашхабада.
«Адриан Григорьевич, дорогой мой! Вы нужны здесь! Здесь Вы найдете для себя
нечто совершенно новое: музыку своеобразную по гармонии, стройную по форме
(почти сонатной!) и свободную по тематике. Но она чуть слышна! Надо сделать
так, чтобы ее слушали не только ценители, в тиши кибитки. Надо вынести ее на
эстраду! В театр! – так писал в 1936 году известный актер и режиссер Леонид
Оболенский, работавший в то время художественным руководителем Дома народного
творчества в Ашхабаде. – Приезжайте. Здесь закладывают начало доброму делу!»
Недолго думая, Шапошников бросает Москву и приезжает в Ашхабад. Его первым
заказом становится сочинение музыки к снимаемому Оболенским фильму о
Туркменистане. Но композитор не бросился сочинять… Он начал слушать.
Адриан Шапошников изучает древнюю культуру и историю страны, ее богатое
литературное наследие – произведения Махтумкули, Сеиди, Молланепеса, Кемине,
народные эпические сказания. Он ездит по аулам, записывая песни, напевы бахши,
отрывки из дестанов... Композитор сближается с известными музыкантами, большими
знатоками народной музыки Пурли Сарыевым, Мыллы Тачмурадовым, Сахи Джепбаровым,
Тачмамедом Суханкулиевым, Гельды Угурлиевым, Дурды Сапаром, и постигает через
них самобытное музыкальное наследие туркменского народа.
И только проделав огромную исследовательскую работу, Шапошников пишет первое
симфоническое произведение – «Туркменскую рапсодию». Продолжением
композиторских опытов стала музыкальная драма «Зохре и Тахир», в основу которой
лег сюжет известного лирического дестана поэта Молланепеса. Спектакль был с
восторгом принят публикой, и Шапошников пишет одноименную оперу. Стремясь
сделать ее доступной туркменским слушателям, он оставляет почти в полной
неприкосновенности звучащие в опере народные песни и сочиняет оригинальные
мелодии, приближающиеся к народным. Эти мотивы обогащаются удачно найденными
гармониями и оркестровыми красками. Первая туркменская опера отличается
простотой и выразительностью музыкального языка, национальным колоритом,
богатством звучания. Она оказалась близкой и понятной как искушенному, так и
неподготовленному слушателю.
Премьера оперы «Зохре и Тахир» состоялась во время Великой Отечественной войны
– 6 ноября 1941 года, но с этого дня каждый ее показ в Туркменском театре оперы
и балета сопровождался неизменным аншлагом. Этот успех на длительное время
предопределил характер деятельности композитора. В 1942 году Адриан Шапошников
в соавторстве с Данатаром Овезовым пишет оперу «Гуль и Бильбиль» на основе
философской сказки поэта XVIII века Шабенде.
Еще через два года сложившийся творческий дуэт сочиняет оперу «Шасенем и
Гариб», которая надолго становится самой популярной в Туркменистане. В основе
сюжета – один из самых любимых в народе дестанов о любви. Здесь в симфонической
обработке звучат народные мелодии, которые на протяжении многих лет создавал
туркменские народ вокруг этой красивой легенды. В год премьеры «Шасенем и
Гариб» Шапошников получает звание Заслуженного деятеля искусств Туркменистана.
В 1945 году в соавторстве Адриана Шапошникова с Вели Мухатовым рождается первая
туркменская комическая опера «Кемине и Казы». Созданная на основе произведения
Кемине, она насыщена народным юмором и афоризмами.
«Ашхабадский период» становится наиболее продуктивным в творчестве Шапошникова.
Конец 30 – начало 40-х годов в Туркменистане – время организации новых
профессиональных музыкальных коллективов, и Шапошников стал одним из активных
участников этого процесса. Работая музыкальным руководителем национального
драматического театра, он пишет музыку к ряду спектаклей, кинофильмов, сочиняет
первый национальный балетный танец, первые оригинальные хоровые произведения
«Догрусы» и «Билинмез», одно из первых произведений для туркменского оркестра
народных инструментов, сотрудничает с молодой студией народного танца. В числе созданных
им произведений – «Увертюра на русскую и туркменские мелодии», «Туркменская
рапсодия» для симфонического оркестра, «20 танцев Туркмении», «Рапсодия» для
оркестра туркменских народных инструментов, вокальные сочинения, песни и
романсы на стихи Махтумкули, Кемине и других туркменских поэтов.
Последняя опера Адриана Шапошникова «Айна» (в соавторстве с Данатаром Овезовым)
о ковровщицах Туркменистана написана после переезда в Москву. Это случилось
после сильнейшего землетрясения 6 октября 1948 года в Ашхабаде, когда
композитор оказался среди тысяч людей, пострадавших от разрушений. Его спасли
соседи, откопавшие его из под руин здания. Шапошников эвакуирован в Москву, где
долго лечит последствия травм и продолжает сочинять фортепианные вальсы, сюиты,
марши для симфонического оркестра на туркменские темы. Композитор активно
сотрудничает с Туркменистаном, помогая работе Союза композиторов, оперного
театра республики, ведет с ними постоянную переписку, часто ездит в Ашхабад и
участвует в его культурной жизни.
За большие заслуги в области развития туркменского профессионального
музыкального искусства в 1955 году Шапошникову присужден орден Трудового
Красного знамени. В 1967 году, в последний год жизни, он получает Почетное
звание «Народный артист ТССР». А ровно через двадцать лет Туркменистан
торжественно отметил 100-летие со дня рождения композитора открытием
мемориальной доски, выставкой и большим концертом в Туркменском государственном
академическом театре им. Молланепеса, на которые в Ашхабад прибыли сразу два
потомка композитора – сын и правнук, оба Иваны.
Но главной наградой для мастера Адриана-ага, как его теперь все с уважением
называют, является искренняя любовь и благодарность учеников и друзей…
Так вспоминали о композиторе первые исполнители главных ролей в опере «Зохре и
Тахир», народные артисты Туркменистана Майя Кулиева и Ходжадурды Аннаев: «Он
любил наш край, его природу, любил туркменский народ, с его своеобразием быта и
нравов, чутко и внимательно изучал народные песни. Мелодичность музыкального
языка, гармоничность, чудесная инструментовка в этой опере помогли нам, певцам,
совершенствовать свое вокальное мастерство. Адриан Григорьевич вложил в нас,
тогда молодых артистов, много своего таланта, своей большой души, и мы до сих
пор вспоминаем нашего дорогого друга и замечательного мастера, щедро
отдававшего свое дарование расцвету музыкальной культуры нашей страны».
Шапошников заронил в благодатную туркменскую почву семена классического
западного музыкально-театрального искусства, из которых взошло и широко
разрослось уникальное, самобытное явление – туркменская опера. Главное в его
творчестве – та необычайная осторожность, бережность, чуткость, с которой он
подходил к национальному материалу. Мелодика традиционных туркменских напевов в
его произведениях осталась неизменной, оригинальные мотивы созданы по образцам
народных, с небольшими творческими вариациями, а в оркестровке нашла отражение
тембровая окраска народного инструментария. Эта необычайная скромность и
щепетильность композитора Адриана Шапошникова, предельно уважавшего
национальные основы выполняемых им работ, и стала залогом всенародной любви к
его музыке, которая жива по сей день.