НУРАНА

«Нурана» – так назывался творческий коллектив, который по праву можно было считать оригинальным явлением современной музыкальной культуры Туркменистана и вместе с тем продолжателем лучших традиций инструментальной туркменской музыки. Стильный коллектив, содружество талантливых амбициозных музыкантов, соединение опыта и молодости – это все о нем.


Многие знали ансамбль по виртуозному исполнению этноджазовых композиций. Однако знакомясь ближе с творчеством коллектива, понимаешь, что джаз не единственный исполнительский конек «Нураны». Истоки творческих поисков группы уходят в огромный пласт национальной культуры и туркменского народного творчества. Восток и Запад, прошлое и настоящее, национальные и мировые тенденции, оригинально соединившись в композициях «Нураны», определили своеобразие стиля и исполнительской манеры музыкантов. К слову, сами они, определяя свой стиль, говорят о миксе различных музыкальных направлений и традиций, от фольклора до эстрады. Не последнее место в этом миксе занимает и классика мирового джаза.

Проект «Нурана» существовал с 2000 года, концертная деятельность группы началась в 2002 году. В реализации проекта приняло участие много талантливых музыкантов. Это гитарист-акустик Андрей Саражов, скрипач Тойджан Гутлымурадов, виолончелист Байджан Гутлымурадов, флейтист Нуры Яйлымов, бас-гитарист и звукорежиссер Ахмед Баратов, клавишники Игорь Корохов, Курбан Курбанов, Мердан Довлетов, Керим Ильясов, саксофонист Евгений Чупрун, трубач Геннадий Гусейнов, барабанщик Арам Безикян, багламист Язмухаммед Ходжамурадов.

Позже квинтет «Нурана» объединил саксофониста заслуженного артиста Туркменистана Сабира Ризаева, перкуссиониста и барабанщика-виртуоза народного артиста Туркменистана Хакберды Алламурадова, создавших проект «Нурана» вместе с руководителем группы Михаилом Чарыевым. Молодое поколение представляли в коллективе талантливый скрипач Азиз Азизов и клавишник Мердан Бяшимов – автор многих оригинальных композиций.Все они мастера своего дела, лауреаты различных международных конкурсов и фестивалей. Безусловно, каждый из них привносил в проект свой достойный вклад, свой музыкальный рисунок.


Бессменным руководителем группы, настоящим вдохновителем и инициатором всех творческих начинаний коллектива был Михаил Чарыев – гитарист-виртуоз, талантливый композитор и музыкант, блистательный аранжировщик. Лауреат премии Союза молодежи Туркменистана имени Махтумкули, Михаил Чарыев начинал свой творческий путь в популярных вокально-инструменальных ансамблях 1970–80-х годов, играл в группах «Дестан», «Фирюза», «Азия», «Ориент», сочинял музыку к кинофильмам.

В творческом арсенале Михаила и его коллег участие в престижных международных фестивалях и конкурсах. Так, музыканты становились лауреатами первой премии конкурса «Джаз на Днепре», музыкальных конкурсов в Казахстане, Московского международного фестиваля «Мьюзик фест», участвовали во всемирной музыкальной выставке в Москве и Киеве, неоднократно успешно выступали на различных концертных площадках Санкт-Петербурга. Коллективом было выпущено два диска – в Киеве компанией «Септима» и в Санкт-Петербурге студией «Антроп». В ближайших планах – выпуск третьего диска. Группа «Нурана» узнаваема, ее отличает высокая техника владения музыкальными инструментами, знание различных направлений мировой джазовой культуры и оригинальность собственных композиций.

Если учесть, что в основе любой творческой деятельности лежит главный посыл, основополагающая идея, то таковой для коллектива «Нурана» являлся глубокий патриотизм, искреннее стремление показать миру своеобразие и красоту туркменского музыкального искусства. Именно эта идея обусловила обращение к аранжировкам и новым записям народных мелодий, популярных песен и произведений из сокровищницы национальной музыкальной классики. Так, благодаря «Нуране» новые оттенки приобрели произведения прославленных туркменских композиторов Нуры Халмамедова, Амана Агаджикова, Реджепа Реджепова, Данатара Хыдырова, Байрама Худайназарова, Реджепа Аллаярова. Современное звучание получила народная музыка и эстрадные песни прошлых лет. Музыканты работали с традиционными туркменскими мелодиями, что бережно сохраняются в творчестве народных музыкантов – дутариста Ата Кутлымурадова, гиджакиста Аннагельды Джульгаева и других прославленных музыкантов.

«Нурана» в переводе с туркменского означает свет, идущий из глубины души, лучезарность, прекрасную сущность чего-либо. Выбирая название проекту и коллективу, музыканты пытались выразить свое отношение к богатейшей культуре древнего народа, которому посвящали свое творчество.


Уважение к традициям, искренность в жизни и творчестве, вера в себя, умение не сфальшивить в деле и в отношении к людям составляли тот стержень, который позволял музыкантам сохранять свое лицо, по-хорошему держаться друг друга, не предавая забвению всех тех, с кем пелось, игралось, дружилось уже в далекие 80-е годы прошлого века.  


Безусловно, у группы «Нурана» свой слушатель, свой зритель. И если в небольшой студии записывалась продукция для массового слушателя, то сольные концерты музыкантов были рассчитаны на настоящих ценителей этноджаза. Музыканты преследовали вполне определенную цель: расширить культурные рамки джаза, сделав попытку сохранения форм туркменского этноса на фоне развития мировой музыкальной культуры, а также придать новую форму традиционному исполнению народной музыки.

«Это музыка, – говорил о творчестве «Нураны» друг коллектива российский музыкант и композитор Владимир Пресняков-старший, – в которой узнаются черты лучших музыкантов мира. При этом она глубоко индивидуальна, в ней много национального, восточного. Но это не сладенькие мелодии, а настоящая восточная музыка, которая создавалась веками, и колорит этой музыки отчетливо проступает в работах коллектива. Счел бы за честь для себя сыграть с такими музыкантами».

«Нурана» на многие годы стала не только самым ярким явлением современной туркменской музыки, но и уверенно выполняла функции полпреда национального джазового искусства на международной эстраде.
История «Нураны» фактически завершилась с безвременным уходом из жизни в 2014 году Михаила Чарыева. Открытым пока остается вопрос: сумеет ли кто из молодых музыкантов поддержать и развить традиции столь яркого и самобытного коллектива?