Бриллиант в драгоценной оправе

Те, кто впервые знакомится с традициями туркменского коневодства, не могут не заметить особого, трогательного и нежного, отношения народа к своему национальному символу. Эта любовь помимо всего прочего отражается и в древнейшей традиции богато украшать лошадь: бриллианту должна соответствовать и драгоценная оправа. Богато расшитые ковровые и войлочные попоны и подседельники, полудрагоценные камни и филигранная выделка серебряного обрамления сбруи – все это, являясь предметом высокого национального искусства, изящно подчеркивает красоту и стать туркменских коней. 

Туркменские ювелирные украшения - важная составная часть национальной культуры. Для туркменских украшений характерны монументальность, благородная простота форм, плавные линии силуэтов и орнамента. Мягко поблескивающее серебро оттеняется вставками золотисто-коричневого сердолика. Этот камень считается приносящим счастье, здоровье, благополучие. Позолота фона или отдельных участков узора применяется очень скромно. Широко известны уникальные туркменские наборы женских ювелирных украшений. Только перечень их наименований доходит до сотни пунктов, а общий вес полной традиционной ювелирной «амуниции» женщины может составлять 40-50 килограммов.

Гораздо реже встречаются в туркменской истории мужские ювелирные украшения. Большая их часть так или иначе связана со снаряжением воина (отделка оружия и доспехов), и в современной жизни они существуют только как музейные экспонаты.

А вот все, что касается украшения коня, и по сей день сохранилось в национальной культуре. Музейные запасники сберегли для молодых поколений прекрасные экземпляры богатых конских украшений. А современные мастера-ювелиры со старанием и прилежностью приумножают древние традиции декорирования любимого животного.

Несложно определить исторические истоки этой традиции. Конь, верный друг воина-кочевника, нуждался в надежной защите от стрел и клинков во время жарких схваток, и человек как мог старался уберечь своего надежного спутника. Впрочем, через этот этап эволюции военной амуниции прошли все армии мира, использовавшие кавалерию.

Но, пожалуй, только у туркмен военная необходимость столь причудливо и красиво трансформировалась в элемент поклонения прекрасному животному. Металлические накладки, пластины и латы переродились в предметы тонкого ювелирного искусства, став амулетами и сохранив при этом в иносказательной форме функции оберега. Неслучайно для того, чтобы уберечь коня от дурного глаза, самая заметная - налобная часть сбруи  - обязательно украшалась крупным сердоликом, игравшим роль амулета-оберега . Налобная часть сбруи с длинной кожаной или шелковой бахромой, защищавшей глаза лошади от насекомых, дополнялся разнообразными серебряными вставками.

Традиционные украшения для коня изготавливались из серебра – основного рабочего материала туркменских ювелиров, поверх которого местами наносилось золочение и делались инкрустации из полудрагоценных камней. Древние мастера покрывали кожаные части конской сбруи мелкими штампованными накладками, украшали их серебряной бахромой из стреловидных подвесок и бубенчиков. Для драгоценных лошадей не жалели серебра и сердолика, но все изделия отличались изяществом и строгостью, прекрасно гармонировали с благородным обликом животных.

Нагрудная часть сбруи сегодня также несет в себе значение оберега и состоит из центральной выпуклой части и отходящих от нее в обе стороны ремней, соединяющих серебряную пластину с кожаной основой сбруи. В центре этого украшения помещаются либо сердолик, либо бирюза. Кожаная поверхность заполняется мелкими серебряными бляшками, напоминающими рыбью чешую или кольчугу рыцаря, и крупными, орнаментированными накладками с непременными сердоликами. По всей длине кожаных ремней крепятся подвески в виде наконечника копья или изогнутой сабли, которые издают мелодичный звук при ходьбе животного.

Классический комплект туркменского конного снаряжения, являющегося одновременно и украшением, включает в себя уздечку, нагрудную часть, налобное украшение, ошейники. Уздечка выполнялась из узких ремешков, покрытых серебряными элементами и розетками с сердоликами в местах соединения ремней. Лаконичность и ненавязчивое изящество оголовья подчеркивали красоту головы лошади.

На длинной, изящно выгнутой шее ахалтекинского скакуна легко умещался не один, а до трех ошейников, которые также покрывались мелкими серебряными сегментами, чередующимися с более крупными накладками. Обычно в комплект входит не менее двух-трех разновидностей ошейников: длинный затылок лошади подчеркивается первым, как правило, узким ошейником, последующие, одеваемые ниже на шею лошади, имеют большую ширину.

Щедро украшая сбрую драгоценными металлами и самоцветами, хозяева лошадей широко использовали в убранстве скакунов ковровые, шелковые и войлочные изделия ручной работы. Попоны, наседельники часто дополнялись и специальной ковровой накидкой на шею в виде широкого шарфа, концы которого переплетались бахромой.

Конечно, трудно представить себе другое, более совершенное творение природы, чем чистокровный ахалтекинский конь. Но природа глубокой народной любви к волшебному животному позволяет и сегодня хоть немного, но приукрасить само совершенство, положившись на тонкий вкус и мастерство ювелира.