Мургабская палитра
Наверное, так и останется загадкой для искусствоведов удивительный феномен, именуемый сегодня «марыйская живописная школа». Можно, кстати, подвергать сомнению правомерность такого термина: для того, чтобы стать «школой», требуется, по определению, гораздо больший исторический отрезок времени. И в то же время нет сегодня в мире искусства человека, кто усомнился бы в самобытности и оригинальности творческого подхода, демонстрируемого вот уже добрых три десятка лет большой группой живописцев и графиков из туркменского города Мары.
Более того, принадлежность к марыйской живописной ветке туркменского изобразительного искусства уже стала знаковым, узнаваемым брендом, хотя каждый из марыйских мастеров ни в коей мере не склонен к поддержанию некоей условной общей стилистики или единых живописных приемов. Тут все совсем наоборот. Оригинальность марыйцев заключена в их непохожести на всех остальных, в сознательном отказе от следования столичным канонам академичности, закладывавшимся в далекие времена становления национального изобразительного искусства.
В прежнее время выдающийся туркменский живописец Иззат Клычев на вопрос о феномене марыйских художников шутливо-философски отвечал: «Наверное, в воде Мургаба содержится много йода… Вот микроэлементы и действуют на развитие талантов!»
Пожалуй, только шуткой и можно было попытаться объяснить странное стечение обстоятельств, при которых в одной отдельно взятой области страны одновременно появилась большая плеяда молодых, талантливых и дерзких мастеров, оказавшихся способными бросить вызов незыблемым академическим канонам господствовавшего в те времена соцреализма. Но случилось именно так.
В конце семидесятых годов прошлого века одновременно вернулись в родные края после окончания художественных училищ и институтов почти два десятка дипломированных художников. Их плодовитость, одаренность и жажда творчества не могли не обратить на себя внимание. Уже в начале восьмидесятых возникла необходимость создания марыйского отделения Союза художников Туркменистана.
А в 1984 году в Москве состоялась коллективная выставка двадцати шести молодых художников из Мары. Три сотни ярких, самобытных работ экспозиции дарили ощущение обжигающе свежего воздуха, напоенного ароматами пустыни, ослепительного солнечного света, чувство нового взгляда на окружающий мир. Чопорная, избалованная московская публика сначала захлебнулась от обилия нахлынувших впечатлений, а вслед за ней столичные критики захлебнулись восторженными отзывами по поводу экспозиции.
В ту пору в Москве даже название туркменской столицы не вызывало у людей четких географических ассоциаций, а что уж было говорить о каком-то Мары! Как оказалось, и в отдаленной провинции, на краю бескрайней пустыни, живут одаренные люди, способные видеть жизненные явления иначе, чем все остальные. Люди, щедро дарящие зрителю необузданное восхищение родной природой, ощущение неповторимости образа каждого своего земляка, тонко чувствующие и своеобразно передающие удивительный национальный колорит.
Имена вчера еще совершенно не известных широкой публике художников были взяты на заметку столичными критиками, искусствоведами и коллекционерами живописи. Вскоре после завершения выставки полотна Камиля Мургалимова, Мовлямберды Мухаметмурадова, Хошгельды Шахбердыева, Чары Хуммедова, Аннадурды Мурадалиева, Базара Курбангульдыева, Джумы Ходжаниязова, Ата Акыева, Косека Нурмурадова, Давида Арушанянца, Аннагельды Меретгельдыева, Айны Нурыевой, Меретдурды Аннакулиева, Какабая Гуллаева, Аллаберды Амангельдыева, графические работы Гурбангельды Гурбанова и Нурада Ходжакулиева, керамика Агаджана Какаэсенова пополнили фонды многих музеев.
На Родину молодые мастера возвращались знаменитыми! Однако этот очевидный успех не стал для них причиной звездной болезни. Первое официальное признание окрыляло и дарило надежду на достижение новых творческих высот.
С тех пор состояние окрыленности не прошло. Его стимулировали многочисленные успехи на разнообразных выставках как в Ашхабаде, так и за рубежом. У мастеров, ставших зрелыми и опытными, появились свои ученики, продолжившие творческие поиски. Работы марыйских мастеров пополнили коллекции многих музеев мира, они занимают видные места в собраниях национальных музеев Туркменистана.
Сегодня земля Мургабского оазиса по-прежнему живительна для художественных находок, смелых колористических решений. Сохранив свежесть ощущений, возмужавшие мастера обрели художественную мудрость, позволяющую возвыситься над жизненной суетой, основывать живописное повествование на глубоком философском осмыслении. Мургабская художественная палитра неизменно, вот уже много лет, тонко дополняет и обогащает своими неповторимыми красками тот огромный пласт культурных ценностей, с которыми сегодня мир связывает имя города Мары.