Храни меня, мой талисман…

У туркмен, как и у многих народов Востока, всегда были широко распространены различного рода амулеты, талисманы, фетиши, которым испокон веков придавалось особое значение и приписывались магические свойства. К ним относились бусинки, перья птиц, рога баранов. Считалось, что они способны отгонять злых духов, привлекать добрые силы и предохранять их владельцев от различных опасностей и бед. Эти, своего рода обереги, пришедшие из далекой древности и сохранившиеся по сей день, имеют форму глаза, сердца, змеиной головы, небольших раковин, жуков-скарабеев и т.д.

Сакральной силой наделялись плоды некоторых деревьев, семена и зерна растений. Одними из самых ранних амулетов были ожерелья, состоящие из косточек джиды, граната, фисташки, семян душистой гвоздики. Согласно древним поверьям, сильный запах этих растений защищает от нечистой силы и сглаза, и что, например, женщина, носящая такое ожерелье, будет иметь многочисленное потомство.

Амулет от сглаза — «аладжа» можно встретить во всех видах декоративно-прикладного искусства туркмен. Он представляет собой шнурок из вывязанных или сотканных и переплетенных между собой контрастных нитей — белых и черных. Тонкие «аладжа» носят на запястье, на шее, пришивают к одежде, более толстые прикрепляют над входом в дом или на стене внутри жилища.

Практически вся свадебная одежда туркменских женщин, помимо прямого назначения — служить украшением невесты, выполняла и роль оберега. Наряд новобрачной состоял из различных амулетов, призванных защитить её от вредоносных сил, помочь сохранению здоровья и принести благополучие. Так, например, даже само платье невесты, традиционно красного цвета, могло вызвать зависть, привлечь «дурной глаз», поэтому оберегать молодую следовало всеми доступными средствами. Кстати, большое внимание уделялось и послесвадебной церемонии укрывать молодую женщину от возможного колдовства со стороны окружающих, от лихого ока, от наговора.

Свадебный костюм невесты в прошлом был сплошь покрыт серебряными украшениями — своим звоном они отгоняли «злых духов». У свадебных женских накидок рукава за спиной соединяли плетенкой «аладжа», к которой пришивали треугольный мешочек с углем и солью, вложенный в матерчатую амулетницу — «тумар» белого цвета. Соль и сама по себе и в сочетании с другими предметами, по представлениям многих народов, обладала свойством отгонять нечистую силу. Ношение «тумара» обеспечивало благополучие его владельцу. Однако случалось так, что время шло, а долгожданный первенец все не появлялся. Тогда женщина надевала платье с небольшим разрезом на подоле, обрамленном декоративной вышивкой. Разрез как бы «открывал» дорогу ребенку. Окружающие, видя женщину в подобном платье, произносили ей пожелание: «Да будет у неё наследник!»

К числу предметов, защищающих от сглаза и используемых до сих пор, относятся верблюжья шерсть, серебряные пластины, старинные монеты и деревянные треугольные амулеты — «дагданы». Вообще треугольные формы контрастных цветов с древних времен имели сакральное значение и служили оберегами. Например, узор из полосы треугольников, часто служащий обрамлением изделия или какой-либо его части, назывался «запрещающий путь нечистой силе». Различные сочетания треугольников, квадратов и ромбов образовывали орнаменты, являющиеся оберегами. Многоступенчатые ромбы «тегбент», служащие преградой для сглаза, можно увидеть в вышивке тюбетеек, женских и мужских халатов, в кайме туркменских ковров.

Ювелирные украшения у туркмен помимо эстетической функции играли и охранно-магическую роль. Им также приписывалась способность оберегать своих владельцев от всяческих бед и напастей. В частности заключенным в украшениях камнях. Различного рода камням издавна придавалось особое значение, их наделяли целебными и магическими свойствами, а ношение камней выражало стремление не только украсить себя и своих близких, но и оградить их от вредоносных сил.

Самым почитаемым и популярным камнем и по сей день остается сердолик. Считается, что он дает здоровье и благоденствие, приносит покой, радость и изобилие. В украшениях была «записана» определенная программа поведения человека, настрой на успех. Благие пожелания, материализованные в виде бус и подвесок, придавали человеку уверенность в себе, в своих силах, ощущение своей безопасности. Так, например, представляющие собой образец художественного совершенства сердцевидные подвески «асык» имеют не просто чисто утилитарное значение — скреплять женские косы, но и выполняют функцию оберега — защищают волосы, ведь через них женщине могли нанести порчу. Вот потому туркмены уделяли особое внимание головным и нагрудным украшениям.

Иметь большое потомство всегда считалось у туркмен богоугодным делом, и детей суеверно оберегали, надевая на них различные амулеты и талисманы, призванные сохранить жизнь ребенку. Уже в первые дни после рождения девочкам надевали серьги, полагая, что они выполняют охранную функцию. Оберегом, предохраняющим малыша от «дурного» глаза, служили также простейшие браслеты из разноцветных или черных бусин с белыми вкраплениями.

Помимо всего прочего, украшения являлись и символами, своеобразно выражающими идеи плодородия. И поныне в одежде туркмен сохранились орнаменты растительного характера, возникшие на почве древнейших космогонических и мифологических представлений. Так, символ плодовитости — древо жизни, называемое по-туркменски «дарагт», часто встречается в вышивке женских накидок, орнаменте дверных ковровых пологов, дорожках, настилаемых в юртах.

Время идет, меняется мода, но амулеты и талисманы по-прежнему находят свое отражение в быту туркменского народа, в коврах, в ювелирных изделиях, в национальной вышивке, украшающей одежду туркменских женщин, служа и оберегом, и данью традиции.