Бяшим Нурали. Первый живописец
Начало двадцатого века стало временем интенсивного развития новых для туркменской культуры видов искусств. В первую очередь это коснулось живописи. В новом гражданском обществе ослабли запреты ислама на изображения человека, животных, объектов окружающего мира. Одним из первых национальных мастеров живописи стал художник Бяшим Нурали, человек, которого позже назвали символом культурного прогресса и искусства туркменского государства.
С раннего детства Бяшим много общался с природой и любил ее. Для юного романтика барханы, пустыни, горы и вся красота окружающей природы были родными и знакомыми. Чтобы выразить чувства, он слагал стихи, подбирал к ним музыку и пел. Его песни о красоте родного края, о любви подхватывались односельчанами. Будущий художник еще не был знаком с искусством живописи и не знал, что всю красоту природы, окружавшую его, можно запечатлеть на холсте с помощью кисти.
Только в двадцатилетнем возрасте он впервые познакомился с азами живописи в ударной школе искусств Востока. Прикосновение к миру художников стало для него ослепительной вспышкой прозрения, и, не смотря на широту творческих интересов, Бяшим Нурали твердо решил посвятить себя живописи. С первых дней учебы он торопится, спешит, ему хочется скорее выразить себя. И как результат горячего стремления к самовыражению – первая живописная работа «Курбан-Байрам», написанная в 1921 году.
Художнику удалось изобразить удивительно поэтичный пейзаж, добиться законченности сюжета, передать чуткое восприятие природы. К началу тридцатых годов Бяшим Нурали успел приобрести большой творческий опыт. Он научился остро чувствовать все новое, видеть его и передавать на своих полотнах. Понятие «первый художник» стало для него уже не порядковым номером, а заслуженным званием.
Бяшим Нурали вел большую педагогическую работу по рисунку и живописи. Он отдал преподавательской деятельности свыше десяти лет, воспитав ныне известных национальных художников, и тем самым внес в становление и развитие туркменской изобразительной культуры большой вклад. Не прекращал он и работы у мольберта. К числу лучших картин Бяшима Нурали нужно отнести «Той Победы». Оригинальная по стилистике, непосредственная по выражению чувств, она проникнута состоянием покоя и радости, по-весеннему легка и прозрачна в колорите.
Поздний период творчества Бяшима Нурали отмечен тем, что написанные им композиции становятся олицетворением его стремления сделать нечто вечное, что будет жить в памяти многих людей. Жанровая картина «Бахши среди чабанов» – одна из лучших картин Бяшима Нурали. Художник закончил ее незадолго до своей трагической гибели в авиакатастрофе в 1965 году. Картина написана на едином дыхании, в ней звучит мягкая лирическая музыка – ее мелодию улавливаешь почти физически, от картины веет добрым юмором. И это как песня самого Бяшима Нурали, покидающего прекрасный мир, в котором каждый из нас – неведомый странник...
Коллеги-художники, артисты, писатели, композиторы, режиссеры, те, кто сталкивался с Бяшимом Нурали в жизни, убеждены в одном: творчество его до сих пор не изучено, его многообразный талант до сих пор до конца не раскрыт. Как всякий настоящий талант, Бяшим Нурали был талантлив во всем. Он был прекрасным музыкантом, композитором, мастером по созданию музыкальных инструментов, написал немало поэтических произведений. Он был прекрасным артистом и сыграл немало ролей, и только любовь и преданность к живописи не позволила сменить профессию.
Достойное место в ашхабадской экспозиции нового Музея изобразительного искусства имени Сапармурата Туркменбаши занимают многие произведения Бяшима Нурали, с которыми всегда могут ознакомиться гости столицы и ее жители.
Чтобы правильно понять творческое наследие и значение первого туркменского художника Бяшима Нурали, надо знать, что в основу его творчества легли многовековые народные традиции. Об этом свидетельствует все его творчество, где новые черты образного строя картин Бяшима Нурали можно назвать народнопоэтическими. Именно творчество Бяшима Нурали впервые способствовало формированию национальной школы Туркменистана, выраженной в целостности мироощущения, духовного единения человека с природой.