Кошма. Младшая сестра ковра
Кошма – это произведение народного промысла, сочетающее в себе многовековый опыт, древние традиции, умение и художественную фантазию мастериц. Она не пользуется таким общемировым признанием как знаменитые туркменские ковры. Но хотя узоры ее не столь строги и четки, как на коврах, и времени на изготовление требуется значительно меньше, у кошмы есть свои достоинства и даже преимущества перед «аристократичным родственником». Да, родственником. Ведь и кошма, и ковер одного происхождения.
И там и здесь сырьевая основа – овечья шерсть, художественная основа – древние узоры, исполнительская основа – мастерство женских рук. Вполне вероятно, что кошма – этот войлочный ковер, который по технике изготовления намного проще тканого, – значительно старше своего собрата. Среди четырех видов древнейших в мире ковров, найденных археологами в Пазырыкских курганах на Алтае (середина I в. до н.э.) и хранящихся ныне в Эрмитаже, один – войлочный.
Кошма (по-туркменски «кече») была более доступна простому народу, поэтому использовалась в быту особенно широко. Кошмами обтягивалось кочевое жилище – кибитка, ими же устилался пол, а специальной кошмой (серпик) в случае непогоды закрывалось дымоходное отверстие. Прежде всего, именно кошмы расстилаются для отдыха в тени деревьев или жилища в летний зной, служат попонами для особо дорогих сердцу туркмена коней и гончих-тазы, из них же делаются накидки для чабанов (япынджа) и разного рода мелкие предметы быта, вплоть до больших треугольных амулетов (дога), которые вешаются над входом в дом. На кошме раньше приходили в этот мир младенцы и на ней же покидали его седобородые старцы. Наконец, специальные белые кошмы используются как молитвенные коврики, на которых верующие возносят молитвы Аллаху.
Кошмы благодаря овечьей шерсти, из которой изготовляются, обладают не только тепловым эффектом. Своим густым жестким ворсом они препятствуют проникновению в жилище таких опасных представителей местной фауны, как каракурты, фаланги и скорпионы. Более того, есть мнение, что кошмы, особенно те, что сделаны из шерсти ягнят, весьма благотворно влияют на здоровье человека.
Туркменские кошмы – это большое собрание произведений искусства, разных по цветовой гамме, орнаментам, а порой и виду. Так, большие одноцветные – черные или серые – делались специально для покрытия кочевого жилища. Молодоженам обычно ставили новую отдельную кибитку, покрытую белыми кошмами.
Изготовление кошмы предполагает несколько этапов. Состриженную шерсть сначала основательно разбивают прутьями, очищая от возможных комочков грязи и пыли, затем расчесывают на специальном деревянном гребне (йун дарак).
Потом на камышовой циновке раскладывается одноцветная основа будущей кошмы, у которой кайма, как правило, бывает из черной или темно-серой шерсти. Опытные мастерицы выкладывают поверх основы будущий узор из разноцветной шерсти. Затем вся выкладка вместе с камышовой подстилкой скатывается в рулон и несколько часов катается за привязанные веревки взад-вперед. Периодически рулон поливается холодной водой или кипятком для лучшего сваливания шерсти. Время от времени рулон разворачивается, чтобы при необходимости поправить рисунок вручную.
В изготовлении среднего размера кошмы участвуют обычно три женщины, если же речь идет о более крупном варианте, кошмоваляльщиц бывает значительно больше. На юго-западе Туркменистана нередко встречались и кошмы двусторонние, с различным орнаментом на обеих сторонах.
Туркменская кошма в ряде случаев более четко, чем ковер, сохранила древние орнаменты-символы, которые могут помочь специалистам – этнографам, археологам, искусствоведам – заглянуть в жизнь далеких предков.
Туркменские художники, керамисты, витражисты, мастера художественного литья в своих работах неоднократно использовали и используют весьма характерный узор, представляющий собой желтый или красный круг, окаймленный со всех сторон отходящими от него лучами-завитками. Это так называемый сары ичян (желтый скорпион) – один из наиболее ярких, распространенных и характерных орнаментов, перекочевавший на палитру художников и к мастерам-оформителям с туркменской кошмы.
Почему «желтый скорпион»? Такое название ему дали кошмоваляльщицы по весьма условной ассоциации со скорпионом, поднявшим свой грозно загнутый хвост. Первоначальное же название и значение этого узора, как и многих других, к сожалению, утрачено. Однако оно довольно явственно выступает из самого рисунка. Это встречаемый у многих народов мира один из видов так называемого солярного стиля, древнее изображение солнечного диска с расходящимися лучами.
Другим тоже весьма популярным древним узором на кошмах, несомненно, является дарагт (дерево). Своим стволом с отходящими в стороны ветками-завитками оно пересекает по длинной оси всю центральную часть кошмы. Но это не просто дерево, а символическое изображение существующего на том свете мифического «древа жизни», на каждом из листьев которого написано имя живущего на земле человека.
Еще одним повсеместно распространенным орнаментом выступает гочак (рога барана), который встречается не только на кошмах, но и на коврах и ковровых изделиях, лепится на глиняных печах-тамдырах, рисуется на стенах домов и т.д. Везде он, как и используемые с магической целью натуральные рога, играет роль оберега от злых духов и сглаза. В этом нашли отражение, несомненно, отголоски древних представлений о горном баране-архаре с его роскошными мощными рогами как тотеме-покровителе. В представлениях об упомянутом «древе жизни» нередко фигурировали и охранявшие его рогатые животные, что, по всей видимости, нашло отражение в нередком сочетании на кошмовых узорах изображений «древа» с венчающими его или расположенными по бокам от него гочаками.
В наши дни, несмотря на коренные изменения в жизни народа и активную модернизацию быта, родившаяся в кочевой среде кошма по-прежнему остается одним из важных атрибутов интерьера туркменского жилища. Кроме того, в последние десятилетия перед ней открылись новые перспективы. Маленькие кошмы-сувениры, отражающие яркое разнообразие узоров своих больших сестер, не залеживаются на полках художественных салонов. Кроме того, некоторые туркменские мастера продолжают развивать аппликации из кошмы в изобразительном искусстве.
Кошма, наряду с ковром, занимает достойное место в декоративно-прикладном искусстве независимого Туркменистана, где развитию народных традиций уделяется особо внимание.