Юрта: дом, который можно взять с собой

Туркменская юрта поражает разнообразием способов изготовления, а орнаментация предметов ее убранства соперничает с красотой и яркостью красок природы. Переносная сборная юрта идеально соответствовала основному принципу кочевой жизни: все свое ношу с собой. Для перевозки этого сравнительно компактного и легкого дома требуются два-три верблюда или три-четыре лошади.

Картина, когда женщины собирают юрту, схожа с картиной сотворения мира. Вначале устанавливается дверь – врата из одного мира в другой. Порог как граница между миром внешним и миром человеческим. Поднявшись в юрте в полный рост, человек вспоминал Аллаха, возносил купол своего дома и делал его окном в небо. Кочевничество – одно из наиболее ярких и своеобразных явлений в истории мировой культуры. Юрту, несомненно, можно отнести к числу важнейших достижений материальной культуры. Она прошла длинный эволюционный путь, прежде чем развиться до своего настоящего вида. Приспособленная к местным условиям, кочевая юрта сейсмобезопасна – за счет подвижной конструкции стен, дешева – за счет доступности «строительного» материала, в ней есть возможность варьировать величину жилой площади. Круглая форма стен устраняет патогенную, вредную для здоровья человека энергетику, характерную для строений с прямыми углами, в ней всегда чистый воздух. Эти и многие другие свойства юрты складывались в течение двух-трех тысячелетий. 

Главным типом жилища кочевников оставалась тюркская юрта. Ее преимуществом перед другими видами кочевнических жилищ была мобильность при довольно больших размерах. Она универсальна – из тех же элементов можно было собирать обычные, парадные и походные юрты. Сходство названий юрты в языках народов, у которых кочевое и полукочевое скотоводство было главным занятием в прошлом (казахов, киргизов, каракалпаков, туркмен, ногайцев, башкир, алтайцев), указывает на определенное единство ее происхождения. Наиболее общим значением общетюркского слова «jurt» является народ, Родина. В одних тюркских языках этим словом обозначается только переносное жилище или кибитка, а в других – пастбище, родовая земля и даже Родина. 

С середины I тысячелетия нашей эры юрта распространилась у кочевников степей очень широко – от Восточной Азии до Восточной Европы – и вытеснила другие мобильные жилища. Этот новый для евразийских степей тип жилища везде стали именовать тюркской юртой, представлявшей собой у народов Центральной и Средней Азии и Южной Сибири переносной «дом» из войлока на решетчатом каркасе, преимущественно круглый в плане, с куполообразной крышей. 

Существуют два типа юрт – тюркская и монгольская. Главным отличием этих двух типов юрт друг от друга является купольная жердь, которая образует купол юрты. В тюркской юрте она имеет изгиб, в монгольской такого изгиба нет. Благодаря изогнутости жердей кровли в тюркской юрте получается купольный свод, что позволяет не ставить опорные столбы и освободить внутреннее пространство. Тюркский тип юрты используется киргизами, казахами, туркменами и каракалпаками, а монгольский тип используют практически все остальные кочевые народы Монголии, Бурятии, Калмыкии, Тувы и Тибета. 

Устанавливали юрту поэтапно. Разобранную юрту туркмены вместе с имуществом перевозили во время перекочевок на вьючных животных, преимущественно на верблюдах. После того как части жилища и утварь снимали с вьючных животных и определяли место, где будет установлена юрта, туда складывали имущество. Затем устанавливали в соответствующем направлении дверную раму и расставляли по кругу решетки, скрепляя их между собой и обвязывая веревками. После установки остова юрту покрывали войлоком, привязывая его к каркасу с помощью пришитых к углам волосяных веревок. Войлочные покрытия накидывали по определенному, издавна установленному порядку: сначала юго-западную кошму, потом юго-восточную, затем две другие набрасывали так, чтобы их края придавливали концы двух первых. Самыми лучшими, плотными кусками войлока покрывали стены и кровлю юрты с северной стороны для защиты от северо-западных ветров, чтобы дождевая вода не попадала на домашний алтарь. Величина юрты и цвет ее войлоков, покрывавших ее крышу, говорили о достатке ее владельца. 

Разнообразный и богатый иконографический материал, характеризующий развитие юрты с XIII в., содержится в среднеазиатских, иранских, турецких миниатюрах и китайских произведениях изобразительного искусства. Средневековые графические источники, изображающие огузов IX–XIII вв., характеризуют их юрту как жилище, крытое войлоком, с деревянным решетчатым остовом. «Их шатры (юрты татаро-монгольских кочевников) состоят из жердей, покрытых войлоком, они совсем круглые и сделаны так искусно, что их складывают в связку и легко могут перевозить с собой. При их установке они всегда обращают входную сторону на юг» – такие наблюдения оставил Марко Поло в конце XIII в. 

 

Древнейшие изображения деталей юрты сохранились на погребальных статуэтках из Северного Китая. Их относят к началу VI века. Эти статуэтки изображают навьюченных деталями юрты верблюдов. Ясно различимы сложенные звенья стен и верхний обод юрты с отверстиями для жердей кровли. 

Если конструктивное устройство юрты у кочевых народов Средней Азии в целом одинаково, то самобытность жилища у каждого из них проявляется через особенности внешнего декора и интерьера. В прошлом туркмены вели кочевой или полукочевой образ жизни, и благодаря этому возникли уникальные атрибуты быта, выполненные в ковровом стиле. В быту кочевников ковровые изделия пользовались самым широким спросом. Удобные и практичные при перевозках ковры удовлетворяли различные хозяйственные нужды, употреблялись для утепления жилища, заменяли собой мебель, играли роль сундуков и чемоданов, чехлов для бытовых вещей. 

Ковровое изделие никогда не было просто украшением, оно имело конкретное и определенное утилитарное назначение. Большими коврами застилали пол в кибитках; своеобразные ковровые мешки, вешавшиеся в кибитке на стену, употреблялись для хранения одежды, домашней утвари, посуды; длинная дорожка применялась в убранстве жилища; ковровая накидка завешивала вход в юрту. Маленький узкий коврик выполнял роль порога. Плотники и мастера-кузнецы чинили юрты. Женщины плели тесьму для крепления юрты из верблюжьей шерсти. Из овечьей шерсти валяли красивые, художественно оформленные узорами кошмы на пол юрты, белые и темные однотонные войлоки для покрытия юрты.

 

У разных этнических групп туркмен юрта различалась по форме купола, украшению декора и другими деталями. В период выпаса скота на степных пастбищах на кочевье ставились от 3–4 до 10–15 переносных юрт и такой аул являлся главной формой временного летнего обитания кочевников. 

Горизонтальное членение юрты на две половины – мужскую и женскую – отражает всеобщий дуализм мира. Напротив входа в юрту, там, где смыкается мужская и женская половины, находится почетное место – тор. На почетном месте могут сидеть хозяин дома и особо уважаемые гости. К тору примыкает сакральная часть жилища – очаг, символизирующий благополучие дома. 

В годы перехода кочевников на оседлость многие считали, что юрта – это символ тяжелого прошлого, и ее как можно скорее надо навсегда устранить из быта туркмен, оставив лишь в качестве экспоната музеев. Этого не произошло уже потому, что юрта и доныне сохраняет в человеческом восприятии образ комфортного жилища, уберегающего человека и от зноя, и от стужи. Многие владельцы частных подворий, имея современные, благоустроенные дома, не отказывают себе в удовольствии поставить во дворе юрту, чтобы принимать в ней гостей, наслаждаясь традиционным уютом древнего жилища. И уж конечно, ни один народный праздник не обходится без сооружения «городка» юрт, способного принять всех дорогих гостей.