Мерв: второе дыхание
Если Эрк-кала (первоначальное ядро великого города) и Байрам-алихан-кала (его позднее воплощение) находятся совсем рядом, то Мерв XIX века оказался западнее этого исторического места почти на 30 километров, то есть там, куда потекли воды Мургаба после очередного разрушения плотины Султан-бенд по приказу бухарского эмира. Смещение центра оазиса непосредственно на берега Мургаба длилось несколько лет. Сначала на левобережье возникло текинское селение Гара-яб (севернее нынешнего Мары), которое затем в течение десятков лет служило в качестве военной базы текинцев; правобережье в это время занимали сарыки.
В 1822 году туркменам обоих племен удалось изгнать из оазиса бухарцев, после чего они приняли хивинское подданство. Власти Хивы попытались восстановить Султан-бенд, чтобы вдохнуть жизнь в старый Мерв, но сделать это им оказалось не по силам. Тогда и возникла крепость на левом берегу Мургаба, у переправы Эгри-Гузер, ставшая резиденцией хивинского наместника Ниязмухаммед-бая и административным центром всего Мервского оазиса. Около крепости тут же вырос текинский аул – предшественник современного Мары. Благодаря сохранившимся письменным свидетельствам хивинских историков Муниса и Агахи можно назвать точную дату основания нового Мерва – 1824 год.
Его первое описание в европейской литературе оставил английский посланник Джеймс Эбботт, побывавший здесь в 1840 году. В месте, которое называлось Мервом, он увидел около тысячи юрт и жалких, низких лачуг вокруг базара. Правитель, по его словам, жил в небольшой глиняной крепости, также заставленной юртами. В ней располагался гарнизон из нескольких сотен хивинцев.
Вся последующая история Мерва, вплоть до 70-х годов, – это постоянная борьба между Хивой, Бухарой и Тегераном за право обладания плодородным оазисом и героическое сопротивление марыйских туркмен, отстаивающих свою независимость. Понятно, что многолетняя военная напряженность, отягощенная междуусобицами, прежде всего способствовала развитию фортификации. Возведение крепостей стало основным видом строительной деятельности мервских текинцев, и они добились в этом деле значительных успехов. Самую внушительную крепость они начали сооружать по приказу своего лидера Каушут-хана в 1873 году, опасаясь вторжения России, незадолго до этого покорившей Хиву. Он же остановил вскоре это строительство, убедившись в том, что угроза его власти в Мервском оазисе не столь велика.
Впрочем, через несколько лет, уже после смерти Каушут-хана, обстановка в регионе резко изменилась, и реальность российской экспансии, особенно после падения Геоктепе, стала для мервцев очевидной. Тогда и была организована достройка Каушутхан-калы, предпринятая местными ханами по настоянию английского эмиссара Эдмонда О’Донована. После ремонта и расширения крепость, внутри которой находился до того лишь небольшой аул, приобрела вид настоящего оборонительного пункта, а к ее стенам были переселены со своими юртами жители окрестностей. Но все эти приготовления оказались напрасными. России удалось путем дипломатических действий добиться мирного присоединения Мерва.
В начале 1884 года, сразу после этого исторического акта, Каушутхан-кала была переделана под русское укрепление. В жизни города началась новая эпоха. Проект планировки нового Мерва лично утвердил главнокомандующий на Кавказе князь А.М. Дондуков-Корсаков, после чего во внутреннем пространстве крепости появились первые строения для военной администрации и казарм, а всем желающим были бесплатно розданы земельные участки. Многочисленные служащие, торговцы, приехавшие из других городов Закаспия, а по их примеру и некоторые туркмены, начали строиться за пределами Каушутхан-калы. «Дело это пошло настолько успешно, – писал в своем отчете местный начальник, – что уже к концу 1884 года, в течение 9 месяцев, уже вырос относительно небольшой, но красивый и опрятный городок».
Еще через год благодаря развитию торговли Мерв значительно расширился и представлял собой 18 кварталов, разделенных широкими (до 25 метров) улицами с фонарями и арыками. Было зарегистрировано 116 готовых или строящихся зданий из сырцового или жженого кирпича, 447 лавок и магазинов, 4 караван-сарая, 4 гостиницы, 11 казенных зданий, одна церковь внутри крепости и одна синагога в торговой части. Постройка Закаспийской железной дороги еще больше ускорила бурный рост Мерва. «Трудно даже сравнить Мерв полгода назад с Мервом настоящего времени. Несомненно, что этому городу принадлежит широкая будущность», – писал ташкентский еженедельник «Туркестанские ведомости» в середине 1886 года. Иранская газета «Шемс» в те же дни отмечала, что Мерв с окружающей местностью успел уже сделаться наполовину русским, а население начало перенимать от своих новых сограждан их язык, одежду и нравы.
Следующий этап интенсивного развития города связан с прокладкой железнодорожной ветки Мерв – Кушка. В 1898 году в укреплении уже не было свободной территории, и началась раздача участков за крепостным валом. К тому времени вал этот утратил свое оборонительное значение, но сохранялся как исторический памятник, однако в 1907 году был все-таки срыт, так как стал помехой для движения транспорта и развития удобной системы улиц. Так Каушутхан-кала навсегда исчезла из городского пейзажа.
В начале ХХ века Мерв украсили капитальные здания – некоторые из них сохранились до наших дней. Прежде всего это Покровская церковь, сильно пострадавшая в 30-е годы, когда по всей стране прошла кампания борьбы с религией, но теперь восстановленная и заново освященная. Она являет собой наглядное воплощение «русского стиля», столь популярного в империи тех лет. Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы строился для нужд военного гарнизона и по архитектурному облику был выдержан в духе московского зодчества XVII века с его кирпичным узорочьем, хоромными наличниками на окнах, цепью кокошников на стенах и парапетах и шатровыми куполами над звонницей и центральным залом.
Среди других заметных построек нового Мерва – здания бывшего казначейства, Государственного и Русско-китайского банков, Офицерского собрания, Шириновской бани и целый ряд роскошных частных особняков вокруг зеленого базара. Особый интерес представляли те дома, в которых традиционные для Средней Азии функции, формы и образы сочетаются с европейскими строительными приемами, материалами и техникой. К таким сооружениям относятся ныне не существующая мечеть на бывшей Оренбургской улице, два двухэтажных караван-сарая, в одном из которых недавно разместилась детская художественная школа, торговый пассаж на бывшей Ташкепринской и многие другие.
Несомненными достоинствами памятников гражданской и культовой архитектуры нового Мерва являются богатая орнаментация стен, портиков над входами, детальная проработка карнизов – все исключительно в самом популярном век назад кирпичном стиле. Дошли до наших дней и виртуозно исполненные мастерами кузнечного дела металлические части этих домов: ажурные козырьки и лоджии на стройных колоннах, решетки окон, оград или ворот, украшения на кровлях не имеют никаких сварных узлов – связующим элементом в них служат только заклепки и скобы. Высочайшее качество кирпичной облицовки, четкая геометрия полуциркульных сводов и арок, прихотливый декор на фасадах делают все эти скромные по размерам и, увы, редкие теперь здания безусловно важными для современного Мары, который без них утратил бы свое историческое лицо.