Алты Карлиев: шестой по имени, первый по значению
По его имени – Алты (шесть) нетрудно догадаться, что он был шестым ребенком в семье. Но все то, что он успел сделать за свою жизнь для туркменского театра и кинематографа, делает значение его трудов первостепенным для всей современной культуры. В том обстоятельстве, что Алты Карлиев стал фигурой номер один на туркменской сцене и на киноэкране, была определенная доля удачи, исторические особенности времени, определявшие первые шаги развития национального тетра и кинематографа. Всегда кто-то должен быть первым. Время выбрало именно его. Но выбрало не в силу прихоти обстоятельств, а потому, что определяющими в судьбе Карлиева стали его природный художественный дар, зашкаливающий уровень личной энергетики, бешеный творческий темперамент, безграничная работоспособность на уровне самоотречения.
Кто мог предположить, что парнишке из села Бабадайхан, начинавшем с малых лет свою трудовую биографию в качестве подпаска, суждено было стать лицом туркменского драматического искусства, заложить направления развития отечественного театра и кино на многие годы вперед? Только в 1926 году, в семнадцатилетнем возрасте Алты впервые в жизни увидел драматическое представление. Трудно говорить о высоком качестве постановки, подготовленной самодеятельными артистами – учащимися сельского интерната. Но уже тогда, после первого просмотра безыскусной постановки, великая магия лицедейства очаровала и захватила юного Алты, став для него смыслом жизни.
Решимости ему уже в юные годы было не занимать, и он с легким сердцем оставил отчий дом, чтобы отправиться поступать в только-только открывшуюся драматическую студию в Ашхабаде. Первыми выпускниками студии вместе с Алты Карлиевым стали Аман Кульмамедов, Клыч Бердыев, Базар Аманов, Сонна и Сурай Мурадовы – люди стоявшие у истоков национального тетра, будущие звезды первой величины туркменской сцены.
Первый курс ашхабадской драматической студии был выпущен в 1929 году (этот год считается датой рождения национального драматического тетра), но жажда познаний новоиспеченного актера не была удовлетворена. Проявившиеся креативные способности влекли его к новым горизонтам творчества, и Алты с радостью воспользовался возможностью поехать на два года в Бакинский театральный техникум, чтобы окончить курс режиссерского отделения.
После возвращения в Ашхабад он с головой погружается в водоворот творческой жизни. Ему интересно в профессии решительно все: разноплановые актерские работы, первый плодотворный опыт режиссуры, первые пробы пера в качестве драматурга – каждое из художественных направлений с блеском поддается страстному темпераменту Алты, делает его настоящим лидером лучших творческих сил страны.
Понятно, что и первые опыты художественного кино студии «Туркменфильм», не могли обойтись без участия Алты Карлиева. Впервые он появился на экране в 1939 году в приключенческом фильме «Советские патриоты». А уже год спустя за роль в фильме «Дурсун» режиссера Евгения Иванова-Баркова он получил первое крупное общественное признание – звание лауреата Государственной премии СССР.
Жажда самореализации влекла Алты Карлиева к новым возможностям его творческого дара. Невиданный ранее для туркменского театра жанр оперы захватил его перспективами свежих сценических решений. В 1941 году он с головой уходит в работу над постановкой первой туркменской оперы «Зохре и Тахир», созданной композиторами Адрианом Шапошниковым и Вели Мухатовым. Не оставляя работы на драматической сцене и в кино, Алты Карлиев долгие годы оставался художественным руководителем Туркменского академического театра оперы и балета имени Махтумкули, ставил оперные спектакли, писал либретто.
Владея разнообразной палитрой оригинальных творческих решений в различных жанрах искусства, Алты Карлиев со временем все больше и больше отдавал предпочтение кинематографу, видя в нем максимально синтетический способ художественного осмысления бытия. Созданные им на экране образы – героические и комедийные, лирические и характерные – принесли ему огромную зрительскую популярность, и не только в пределах Туркменистана. В 1955 году ему было присвоено высшее на тот момент творческое звание – Народный артист СССР. Но креативная неуемность Карлиева уже звала его к покорениям новых высот.
Первый опыт кинорежиссуры он приобрел в 1957 году во время совместной с Евгением Ивановым-Барковым работы над фильмом «Особое поручение», в котором одновременно исполнил и главную роль. Попытки кинорежиссуры привели его к мысли о необходимости создания работ, в которых бы в полной мере смогли воплотиться глубоко национальные проблемы и темы, когда философское осмысление исторического самосознания народа могло бы найти достойное воплощение средствами кинематографа.
Главными вехами на этом пути уже зрелого режиссера стали киноленты «Решающий шаг», «Махтумкули», «Тайны мукама». Каждый из этих фильмов стал этапным событием не только в жизни мастера, но и в истории всего туркменского кинематографа. Эти ленты собирали многомиллионные аудитории, с успехом прошли по экранам большого числа стран, стали лауреатами престижных премий, во многом определили высокую репутацию туркменского кинематографа за рубежом, стали лучшими проводниками к сердцам зрителей во всем мире идей туркменского национального самосознания. Фильм «Махтумкули» открыл для мировой аудитории значение фигуры основоположника туркменской литературы Махтумкули Фраги, как философа и мыслителя наднационального, планетарного масштаба.
Позиция общепризнанного творческого лидера не стала для Алты Карлиева поводом для почивания на виртуальном пьедестале почета в позиции заслуженного мэтра. Он ни на день не прекращал самозабвенной работы, прежде всего над самим собой, искал все новые средства творческого самовыражения. Огромная библиотека в его доме содержала массу книг по истории, философии, литературоведению, социологии, психологии, языкознанию. Большая часть этих книг сохранила следы тщательной работы хозяина с первоисточниками – многочисленные карандашные пометки на полях, подчеркнутые абзацы.
Для новых поколений актеров, режиссеров, драматургов, кинематографистов Алты Карлиев стал тем мощным ледоколом, который торил широкий путь, взламывая льды непокоренных доселе рубежей. Многие прежние, да и нынешние достижения туркменского театра и кино стали возможными во многом потому, что в их первозданной основе лежала титаническая творческая и организаторская работа большого мастера.