Белая крепость
Север Туркменистана завораживает суровыми и контрастными ландшафтами, где степная равнина Устюрта неожиданно заканчивается крутыми обрывами и до самого горизонта простирается бескрайная даль Каракумов. Здесь можно долго ехать, не встречая никаких следов человека: девственность природы нарушает разве что колея грунтовой дороги. Находясь сегодня в этой по-своему живописной части пустыни, можно подумать, что археологам делать здесь совершенно нечего. Присарыкамышская дельта Амударьи – это почти лишенная растительности земля, изрезанная бесчисленными сухими руслами древних протоков великой центральноазиатской реки. Они извиваются то узкими, то широкими лентами, представляющими собой обрывистые и глубокие каньоны, а где-то и вовсе теряясь среди песчаных барханов.
Но еще пятьсот лет назад все было иначе. Здесь, в нижнем течении Дарьялыка – старого русла Амударьи – процветали оазисы с несколькими городами-крепостями, множеством мелких селений и тысячами гектаров возделанных полей. В это было бы трудно поверить, не будь тут впечатляющих руин и уже едва заметных траншей, оставшихся от оросительных каналов. Дарьялык – главная водная артерия этого района – образовалась в XIII веке: как это ни парадоксально, в результате урона, причиненного Хорезму монгольскими завоевателями. Они уничтожили плотину на Амударье и хлынувшие воды затопили сначала столичный город Гургандж (нынешний Куня-Ургенч), а потом наполнили Сарыкамышскую котловину и Узбой – русло, по которому в далекой древности Амударья впадала в Каспийское море. Этим обводнением успешно воспользовались туркменские племена, создав здесь к концу XIV века грандиозную ирригационную сеть. Возможно, тогда и возник на берегу одного из протоков Дарьялыка город-крепость Ак-кала.
Местность хорошо изучена археологами, которые нашли здесь три очень древних городища, пещерный город, мусульманский культовый комплекс Ибрахим Султан с некрополем, мечетью и башней, а также упомянутый средневековый город Ак-кала у подножия плато.
Все названные памятники были открыты для науки в 1947 году, когда здесь велась авиаразведка, которую организовал знаменитый археолог Сергей Толстов – руководитель Хорезмской экспедиции Академии наук СССР. Следом отправился наземный отряд. Достигнув Ак-калы, археологи сняли схематический план, собрали подъемную керамику с крепости и прилегающих такыров, но раскопки не проводили. Не копали здесь и после – в этом отношении крепость все еще ждет своего часа. Но даже поверхностный осмотр многое может сказать о времени ее возведения и характере архитектуры. Надо отдать должное строителям: они спланировали городское ядро в виде правильного квадрата с абсолютно прямыми углами, ориентированными по сторонам света. Длина каждой стороны составляет 280 метров. Кроме угловых круглых башен в каждой стене – пять промежуточных, с подковообразной формой плана.
Крепостные стены, сложенные из глиняных кирпичей, возвышаются почти на 6 метров, а толщина их в основании – более двух метров. Для укрепления обороны по всему периметру стен тянется стрелковая галерея, защищенная снаружи бруствером с бойницами, а в башнях – по два яруса стрелковых площадок и, соответственно, два ряда бойниц. Стрельба отсюда велась лежа и с колена. Противнику трудно было подобраться к этим стенам еще и потому, что вся крепость обнесена широким рвом. Изнутри городские стены усилены часто поставленными контрфорсами. Широкие ворота в северо-западной стене были снабжены привратными башнями. Отсюда через всю крепость тянулась прямая главная улица восьмиметровой ширины, упираясь в небольшой бассейн (хауз) у противоположной стены. Пересекали эту ось поперечные улочки, образуя кварталы глиняных жилых домов, зачастую с фундаментами из каменных плит. Теперь трудно разглядеть всю эту топографию под слоем почти сглаженных ветрами и дождями руин, но на спутниковых снимках она проступает довольно отчетливо.
Когда населению стало уже тесно в прежних стенах, к северо-западной стороне пристроили дополнительную крепость, увеличив площадь города почти на треть. А вокруг Ак-калы на несколько километров тянутся следы полей и садов, некогда окруженных глинобитными заборами, русла мелких и крупных каналов, остатки плотин, дамб и водохранилищ, ямы от чигирей – водоподъемных устройств в виде деревянных колес с привязанными к ним кувшинами-черпаками, чьи обломки в изобилии рассыпаны рядом.
Ак-кала – название позднее, оно закрепилось за этой крепостью в те времена, когда население давно покинуло ее, а с отступлением воды весь этот оазис высох и превратился в пустыню. Как же назывался этот город в Средние века? Выдающийся востоковед Василий Бартольд обратил внимание на часто упоминавшийся у средневековых авторов город Адак, расположенный на западе Хорезма. Бартольд нашел первое упоминание этого города в старинных хрониках, которое относится к середине XV века, когда правнук Тимура, султан Хусейн Байкара еще не стал могущественным правителем тимуридского государства, а во главе своей дружины вел борьбу за трон, то заключая союзы, то ссорясь с правителями Хорезма и Золотой Орды. В туркменском фольклоре он известен под именем Солтансоюн. Его придворный историк Мирхонд оставил потомкам семитомную «Всеобщую историю», где подробно описал усилия своего правителя в борьбе за власть.
Он пишет, что когда в 1460 году Хусейн Байкара бежал из прикаспийского Астрабада в Хорезм, скрываясь от войск близкого родственника и, одновременно, заклятого врага, самаркандского султана Абу-Саида, то избрал временной ставкой город Адак. Отсюда он совершал рейды на неприятелей, сюда возвращался на отдых и всякий раз «был радостно встречен населением».
Вновь появляется Адак через несколько десятилетий в сочинении Хондемира – внука Мирхонда, в анонимном тюркском трактате «Нусрат-наме» и в персидской героической поэме «Фатх-наме»: все они повествуют о действиях Шейбани-хана – основателя Хивинского ханства. Именно этот будущий властелин Хорезма в 1486 году, по словам современника событий, «взял оружием Адак, который до тех пор не удалось взять оружием ни одному царю».
До XVI века Адак фигурирует в числе таких городов как соседние Вазир (Девкесен), Терсек (Шемаха-кала), Ургенч (Куня-Ургенч), а также Дурун, Ниса, Серахс, Мерв, Амуль, Дарган и другие места исторических событий той эпохи, но в дальнейшем это название исчезает и забывается на долгих четыреста лет – до тех пор, пока его не реанимирует Бартольд. Конечно, он не мог определить точное местонахождение Адака: в его время этот район был совершенно не изучен. Но он пришел к выводу, что в XV веке через Адак проходил один из главных путей из Ирана в Хорезм, а местные туркмены не подчинялись ни Хорасану, ни Хорезму. И только в середине ХХ века Сергей Толстов, лично обследовавший всю Присарыкамышскую дельту, пришел к выводу, что Ак-кала – это и есть Адак. Всё совпадает в описаниях летописей и в реальной ситуации на карте этого района.
Что касается названия Ак-кала, или Акджа-кала, как иногда называют крепость, то краевед Сахат Овезбердыев объяснял это название светлым цветом сырцовых стен, которые белеют на фоне чинка. Есть и другая интерпретация, в которой слово «белый» имеет переносный смысл: «благородный», «родовитый», «знатный», «чистый»... Иначе говоря, все многочисленные Ак-депе (Белый холм), Ак-кала (Белая крепость), Ак-рабат (Белый форт, или Белая обитель), Ак-сарай (Белый дворец) обязаны своими названиями наследственной памяти о былых хозяевах этих построек – аристократах, крупных землевладельцах, военных или религиозных лидерах.
Едва ли не в каждом районе Туркменистана, да и в соседних странах можно встретить памятники с такими именами. Немало их и в Дашогузском велаяте, даже в Куня-Ургенче есть своя Ак-кала. Однако, имеется и сугубо географическое толкование слова «ак», которое в некоторых архаичных тюркских диалектах означало сторону света – запад. В этом смысле Ак-кала – просто Западная крепость, что вполне объяснимо, если учесть, что дальше на запад – только Сарыкамыш и никаких заметных поселений. По сути, это дальняя окраина оазиса, периферия Хорезма, за которой всегда лежала безлюдная степь. Но как бы то ни было, в современном восприятии этот топоним прежде всего указывает на цвет.
Если говорить о возрасте Ак-калы, то все исторические данные указывают на XIV-XVI века, и точно установлено, что в XVII веке она была уже совершенно заброшена. Теперь Белая крепость – это впечатляющий объект на маршруте из Куня-Ургенча к местной святыне Ибрахим Султан и как бы не была она отдалена от прочих достопримечательностей этого края, попавший сюда турист никогда не пожалеет об увиденном. Она еще остается в тени внимания путешественников, стремящихся, прежде всего, увидеть пеструю Хиву и блистательные мавзолеи Куня-Ургенча, но самые «продвинутые» туристы, конечно, знают о ней. Недавно Ак-кала впервые попала в солидный путеводитель по Туркменистану, изданный в Великобритании. В отличие от многих средневековых городов Востока время пощадило эту крепость, и теперь она дает возможность одним изучить приемы фортификации и оценить мастерство строителей далекого прошлого, а другим – ощутить дыхание минувших веков, прикоснуться к подлинным свидетельствам истории, где ничего не добавилось за последние пять столетий.